Страховую компанию наказали за несохранность информации о процессе заключения договора ОСАГО на сайте

Человек зашел на официальный сайт АО «АльфаСтрахование» и начал выполнять на нем действия по заключению договора ОСАГО в электронном виде, ему было предложено перейти для этого на сайт Российского Союза Автостраховщиков (РСА). По жалобе этого человека Банк России запросил у страховщика документы об этом инциденте, последний:

  • представил сеансовую информацию только по обращению гражданина,
  • однако сеансовую информацию о перенаправлении его на сайт РСА не представил (лог-файлы по обращению заявителя на сайт страховщика были частично повреждены, поэтому в сеансовой информации отсутствовали коды действий 45, 46 и 47, отвечающие как раз за перенаправление заявителя на сайт РСА).

Банк России посчитал, что страховщик в этой ситуации нарушил следующие правила:

  • не осуществил сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение 1 года информации о действиях заявителя и страхователя на сайте в ходе заключения договора ОСАГО в виде электронного документа (данное требование установлено п. 28 указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);
  • состав документов, который должен был быть сохранен в электронном виде, есть в п. 3.7 Перечня, утв. Банком России от 12.09.2018 № 4902-У «О перечне документов, сохранность которых должны обеспечить страховщики, и требованиях к обеспечению сохранности таких документов».

Когда рассмотрение этого дела дошло до арбитражного суда, тот пояснил, что страховщик виноват:

  • не в повреждении лог-файлов;
  • а в несохранении содержащейся в них информации – в отсутствии у страховщика кодов действий 45, 46, 47, свидетельствующих о согласии либо об отказе страхователя от переадресации на страницу «Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде» на интернет-сайте РСА.

В результате выписанный страховщику Банком России штраф в 100 000 руб. по ч. 3 ст. 13.25 остался в силе (дело № А40-187551/20 сначала рассмотрел Арбитражный суд г. Москвы в феврале 2021 г., в апреле этого года его решение подтвердила апелляционная инстанция, а в июле – кассация).

Эта история примечательна тем, что в похожей ситуации ранее суд принял противоположное решение, встав на сторону страховщика. Тогда Банк России пытался оштрафовать по той же статье СПАО «Ингосстрах»:

  • гражданин в период с 30.04.2019 по 01.05.2019 на сайте страховщика осуществлял действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа (договор Е-ОСАГО). У него ничего не получилось;
  • страховщик объяснил это тем, что «в связи с возникновением сервисной ошибки, возникшей в момент загрузки обновлений сервисов на сайте общества, заявителю было предложено перейти на официальный сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) в сети «Интернет»»;
  • суд согласился с тем, что заключение договора ОСАГО в электронном виде осуществляется с использованием информационной системы РСА. Именно там фиксируются все действия, осуществляемые страхователем при заключении такого договора;
  • по мнению суда, обязанности страховщика по хранению информации, связанной с кратковременными ошибками работы его сайта, законом не предусмотрено. Поэтому за это нельзя оштрафовать по ч. 3 ст. 13.25 КоАП РФ – Банк России неверно квалифицировал произошедшее событие.

Такое решение вынес Арбитражный суд г. Москвы в октябре 2019 года по делу № А40-203231/19-121-1744, потом его подтвердили 2 последующие судебные инстанции. В данном случае суды ориентировались на нормы законодательства и отказали Банку России в расширительной трактовке требований о том, какие документы и информацию страховщик обязан хранить. Однако суды «намекнули», что привлекать страховщика нужно было за другую ошибку, что Банк России и учел в своей дальнейшей работе.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как назначить ответственных за делопроизводство в подразделениях

Вопрос об ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях. Каким образом (устно, документально) руководители структурных подразделений могут назначить ответственных за делопроизводство в своих структурных подразделениях?

Должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре и описи?

В итоговой записи к номенклатуре указано, сколько дел постоянного хранения образовано в истекшем году. Но в архив организации поступило дел больше, чем указано в итоговой записи. Возможна ли ситуация наоборот: в архив поступает меньше дел, чем указано в итоговой записи к номенклатуре? В принципе, должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре дел и в описи за один и тот же год?

Разрешение конфликтных ситуаций в работе службы делопроизводства

Автор делится богатым опытом разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между работниками службы делопроизводства и других подразделений. Все разбирается на ситуациях из практики: когда от службы делопроизводства требуют выполнения функций, возложенных на других работников (например, заводить РКК в СЭД на исходящее письмо; доставлять бумажные документы в подразделения), когда частые задержки на работе превращаются в норму, когда на вас пытаются переложить ответственность за ошибки при выполнении смежных процессов. Вам это знакомо? Тогда воспользуйтесь конкретными решениями, которые вы можете внедрить в своей организации, чтобы дышать свободнее!

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 2)

В этой части статьи разбираемся с работой нормоконтролера, который стоит на страже грамотности издаваемых в организации документов. Основные принципы его работы, за что он отвечает. Какие удобные инструменты может использовать: бесплатные в интернете и платные программы, работа с чек-листами. Как можно оптимизировать процессы ДОУ по 7 принципам «бережливого производства». Показываем пример анализа и ускорения процесса регистрации входящих документов при помощи «схемотехники»: как выявить проблемы, выстроить новый алгоритм работы и вычислить выигрыш во времени.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.