Как в суде можно оправдать неуничтожение персональных данных уволенных работников

Среди требований к защите персональных данных (далее – ПДн) есть обязанность их уничтожения по достижении целей обработки. К сожалению, позиции Роскомнадзора и операторов ПДн по вопросу о том, когда цель обработки считается достигнутой, часто расходятся. В очередном «конфликте интересов» пришлось разбираться Арбитражному суду г. Москвы в рамках дела № А40-163911/21.

Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в апреле 2021 года была проведена плановая выездная проверка в отношении публичного акционерного общества «Аэрофлот-Российские авиалинии» (далее – «Аэрофлот»). В т.ч. выявили, что «Аэрофлот» продолжал обрабатывать ПДн уволенных более 5 лет назад государственных гражданских служащих. Роскомнадзор выдал предписание, а «Аэрофлот» пошел оспаривать его в суде (в части ряда пунктов).

С одной стороны, в ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»2 четко сказано, что «в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан... уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных...». И большинство организаций, и Роскомнадзор считают увольнение работников достижением цели обработки их ПДн, получается, что в течение 30 дней после увольнения их ПДн должны быть уничтожены.

Но суд отметил, что из буквального толкования ч. 4 ст. 21 ФЗ о ПДн следует, что «в случае если оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта по основаниям, предусмотренным указанным федеральным законом или иными федеральными законами, их обработка может осуществляться оператором после достижения цели обработки». «Аэрофлот» сумел доказать суду, что ПДн уволенных работников нужны были ему:

  • для исполнения требований законодательства по обработке запросов органов Пенсионного фонда РФ в отношении уволенных работников для обеспечения их прав (в частности для предоставления сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах).
    Перечень подобных запросов ПФР был продемонстрирован «Аэрофлотом» на примере 8 месяцев 2021 года: периоды, которые затрагивают запросы ПФР, могут быть любыми, в т.ч. свыше 5 лет с момента увольнения; информация запрашивается как о текущих работниках, так и о давно уволенных;
  • обеспечения сохранности ПДн в пределах нормативно установленных сроков их хранения, которые, кстати, составляют до 50 / 75 лет согласно статьям 434 и 444 Перечня, утв. Росархивом:

Фрагмент документа

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236)

Суд подчеркнул, что данным Перечнем (и Инструкцией по его применению) прямо предусмотрен запрет на уничтожение документов до истечения указанных в нем сроков хранения (п. 4.3 Инструкции).

«Аэрофлот» сослался еще на ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (утв. приказом Минфина России от 16.04.2021 № 62н). Согласно его п. 24 документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены. Таким образом, если документ был составлен на бумажном носителе и в электронном виде, он должен храниться в обоих случаях.

Поэтому продолжение хранения бухгалтерией ПДн давно уволенных сотрудников в информационной системе SAP «Аэрофлот» считает оправданным. С ним согласились суды 3 инстанций: Арбитражный суд г. Москвы в ноябре 2021 года (дело № А40-163911/21), Девятый арбитражный апелляционный суд в феврале 2022 года и Арбитражный суд Московского округа в мае 2022 года.

Ваша организация тоже может воспользоваться аргументацией «Аэрофлота».

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Сноски 1

  1. Далее – ФЗ о ПДн. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как назначить ответственных за делопроизводство в подразделениях

Вопрос об ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях. Каким образом (устно, документально) руководители структурных подразделений могут назначить ответственных за делопроизводство в своих структурных подразделениях?

Должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре и описи?

В итоговой записи к номенклатуре указано, сколько дел постоянного хранения образовано в истекшем году. Но в архив организации поступило дел больше, чем указано в итоговой записи. Возможна ли ситуация наоборот: в архив поступает меньше дел, чем указано в итоговой записи к номенклатуре? В принципе, должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре дел и в описи за один и тот же год?

Разрешение конфликтных ситуаций в работе службы делопроизводства

Автор делится богатым опытом разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между работниками службы делопроизводства и других подразделений. Все разбирается на ситуациях из практики: когда от службы делопроизводства требуют выполнения функций, возложенных на других работников (например, заводить РКК в СЭД на исходящее письмо; доставлять бумажные документы в подразделения), когда частые задержки на работе превращаются в норму, когда на вас пытаются переложить ответственность за ошибки при выполнении смежных процессов. Вам это знакомо? Тогда воспользуйтесь конкретными решениями, которые вы можете внедрить в своей организации, чтобы дышать свободнее!

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 2)

В этой части статьи разбираемся с работой нормоконтролера, который стоит на страже грамотности издаваемых в организации документов. Основные принципы его работы, за что он отвечает. Какие удобные инструменты может использовать: бесплатные в интернете и платные программы, работа с чек-листами. Как можно оптимизировать процессы ДОУ по 7 принципам «бережливого производства». Показываем пример анализа и ускорения процесса регистрации входящих документов при помощи «схемотехники»: как выявить проблемы, выстроить новый алгоритм работы и вычислить выигрыш во времени.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.