Как в суде можно оправдать неуничтожение персональных данных уволенных работников

Среди требований к защите персональных данных (далее – ПДн) есть обязанность их уничтожения по достижении целей обработки. К сожалению, позиции Роскомнадзора и операторов ПДн по вопросу о том, когда цель обработки считается достигнутой, часто расходятся. В очередном «конфликте интересов» пришлось разбираться Арбитражному суду г. Москвы в рамках дела № А40-163911/21.

Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в апреле 2021 года была проведена плановая выездная проверка в отношении публичного акционерного общества «Аэрофлот-Российские авиалинии» (далее – «Аэрофлот»). В т.ч. выявили, что «Аэрофлот» продолжал обрабатывать ПДн уволенных более 5 лет назад государственных гражданских служащих. Роскомнадзор выдал предписание, а «Аэрофлот» пошел оспаривать его в суде (в части ряда пунктов).

С одной стороны, в ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»2 четко сказано, что «в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан... уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных...». И большинство организаций, и Роскомнадзор считают увольнение работников достижением цели обработки их ПДн, получается, что в течение 30 дней после увольнения их ПДн должны быть уничтожены.

Но суд отметил, что из буквального толкования ч. 4 ст. 21 ФЗ о ПДн следует, что «в случае если оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта по основаниям, предусмотренным указанным федеральным законом или иными федеральными законами, их обработка может осуществляться оператором после достижения цели обработки». «Аэрофлот» сумел доказать суду, что ПДн уволенных работников нужны были ему:

  • для исполнения требований законодательства по обработке запросов органов Пенсионного фонда РФ в отношении уволенных работников для обеспечения их прав (в частности для предоставления сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах).
    Перечень подобных запросов ПФР был продемонстрирован «Аэрофлотом» на примере 8 месяцев 2021 года: периоды, которые затрагивают запросы ПФР, могут быть любыми, в т.ч. свыше 5 лет с момента увольнения; информация запрашивается как о текущих работниках, так и о давно уволенных;
  • обеспечения сохранности ПДн в пределах нормативно установленных сроков их хранения, которые, кстати, составляют до 50 / 75 лет согласно статьям 434 и 444 Перечня, утв. Росархивом:

Фрагмент документа

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236)

Суд подчеркнул, что данным Перечнем (и Инструкцией по его применению) прямо предусмотрен запрет на уничтожение документов до истечения указанных в нем сроков хранения (п. 4.3 Инструкции).

«Аэрофлот» сослался еще на ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (утв. приказом Минфина России от 16.04.2021 № 62н). Согласно его п. 24 документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены. Таким образом, если документ был составлен на бумажном носителе и в электронном виде, он должен храниться в обоих случаях.

Поэтому продолжение хранения бухгалтерией ПДн давно уволенных сотрудников в информационной системе SAP «Аэрофлот» считает оправданным. С ним согласились суды 3 инстанций: Арбитражный суд г. Москвы в ноябре 2021 года (дело № А40-163911/21), Девятый арбитражный апелляционный суд в феврале 2022 года и Арбитражный суд Московского округа в мае 2022 года.

Ваша организация тоже может воспользоваться аргументацией «Аэрофлота».

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Сноски 1

  1. Далее – ФЗ о ПДн. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.

Как в организации внедрить новые ГОСТы по делопроизводству

В 2025 году вступили в силу важные ГОСТы: сначала терминологический, потом на оформление организационно-распорядительной документации. Как действует принцип добровольности применения стандартов в России. Как организация может оформить свое добровольное присоединение к выполнению этих ГОСТов. Возможно несколько вариантов – объясняем их на примерах. Поводом стал вопрос читателя, которому руководство поручило это реализовать.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.