Ведение деловой переписки в социальных сетях – весьма распространенное явление современной жизни. Использование привычных для такого общения передающих эмоции смайликов (также известных как эмодзи или эмотиконы) иногда приводит к спорам и выяснению отношений в судах.
Арбитражный суд Краснодарского края в апреле 2023 года рассмотрел дело № А32-36944/2022, в котором ключевым для принятия решения по спору двух индивидуальных предпринимателей (ИП) стал вопрос о том, достаточно ли в переписке по WhatsApp при согласовании цвета автофургона поставить эмодзи в качестве одобрительного ответа, не написав кроме него ни слова.
Как развивались события:
- В марте 2022 года между двумя ИП был заключен договор купли-продажи мобильного киоска стоимостью 685 тыс. руб. c условием осуществить отгрузку до 30.06.2022.
В соответствии с п. 1.3 договора цвета нижней и верхней части киоска должны были быть комбинированные и сторонам следовало утвердить их посредством дополнительного соглашения.
Согласно п. 5.4 договора стороны признавали юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи, среди которых были названы: электронная почта с указанными в договоре адресами сторон, а также телефонные номера (используемые в приложении WhatsApp).
- Покупатель передал продавцу аванс в размере 480 тыс. руб. Получение денежных средств было подтверждено распиской.
- Продавец киоска утверждал, что он многократно предлагал покупателю утвердить цвета нижней и верхней части киоска путем подписания дополнительного соглашения во исполнение п. 1.3 заключенного договора.
- А покупатель утверждал, что данный вопрос был согласован перепиской по WhatsApp с 5 по 11 апреля 2022 года, где на письменное предложение продавца «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне» покупатель ответил без слов одним лишь эмодзи .
- После этого продавец не отгрузил товар в срок, и покупатель потребовал вернуть аванс. Не получив деньги обратно, покупатель пошел в суд.
Данное дело прошло несколько судебных инстанций, каждая из которых вставала на сторону покупателя, подтверждая тем самым, что картинки-эмодзи в качестве ответа по WhatsApp вполне достаточно для выражения согласия с написанными предложениями :)
Конечно, продавец пытался аргументировать, что этого было недостаточно:
- Даже в случае принятия судом электронного волеизъявления, оно должно быть выражено явно. Эмодзи допускают слишком большой спектр интерпретаций, и в законодательстве нашей страны не наделены юридической силой.
- Кроме того, из предоставленной переписки нельзя однозначно установить все то, что следовало уточнить в дополнительном соглашении к договору:
- в какой части кузова и какого размера должна быть желтая полоска?
- желтая полоска должна быть одна или несколько?
- горизонтальная или вертикальная желтая полоска?
- на каком белом фоне (белый цвет имеет множество оттенков)?
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в июне 2023 года ответил на эти аргументы сопоставлением действий сторон, т.е. в каком порядке кто что делал:
- Стороны не заключили дополнительное соглашение в соответствии с пунктом 1.3 договора. Но это не лишало покупателя права требовать возврата денежных средств за непереданный в срок товар.
- Дополнительное соглашение должно было быть заключено до 30.04.2022. Однако продавец не предлагал заключить его в виде отдельного документа до 13.07.2022, и соответствующее уведомление было направлено им после истечения срока на поставку товара и после получения претензии покупателя о возврате денежных средств.
- Из представленной в материалы дела переписки в WhatsApp следовало, что с 5 по 11 апреля 2022 года стороны обсуждали цвет и размеры киоска. 6 апреля 2022 года продавец написал: «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне» и получил в ответ от покупателя в виде эмодзи. В последующей переписке продавец значение данного ответа не уточнил, из чего следовало, что он воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения.
В итоге с продавца киоска взыскали уплаченный покупателем аванс в размере 480 тыс. руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Практика признания смайликов в электронной переписке в качестве доказательств выражения воли и позиции сторон достаточно распространена в ряде стран, особенно в странах англосаксонского права. Теперь и в российской судебной практике появился такой прецедент.
Для нас всех это означает только одно: при ведении деловой переписки мы должны понимать и учитывать, что любой смайлик, добавленный нами при общении с контрагентами в электронное сообщение, имеет вес.
Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО