Top.Mail.Ru

Как подписывать скан ответа на обращение гражданина?

Вопрос
При направлении скана ответа на обращение гражданина с собственноручной подписью руководителя обязательно ли подписывать этот скан ЭЦП? В Законе № 59-ФЗ и методических рекомендациях такого требования нет. Где прописана эта обязанность или требование? Закон № 63-ФЗ распространяет свое действие на правила по Закону № 59-ФЗ?
Отвечает

В ситуации, которую вы описали в вопросе, очевидно, что вы оперативно направляете гражданину электронную копию ответа, а ответ дополнительно должен быть направлен ему как оригинал в бумажной форме по его почтовому адресу.

В этом случае само электронное сообщение с присоединенным к нему файлом электронной копии отправляется с корпоративной электронной почты. Считается, что для входа в нее пользователь «залогинился»: ввел пароль руками или он сработал автоматически на его компьютере. Соответствие введенного пароля учетной записи в почтовой программе признается подписанием простой электронной подписью1.

На портале госуслуг также автоматически закрепляется электронный адрес государственного органа / органа местного самоуправления, чтобы обеспечить ведение переписки с гражданами с его помощью (зарегистрированный гражданин получает личный кабинет на портале госуслуг).

Таким образом, гражданин может получить на свою электронную почту (достаточно заверения простой ЭП сотрудника, уполномоченного вести работу с обращениями граждан):

  • скан бумажного документа, на котором в виде «картинки» будет видна собственноручная подпись вашего руководителя либо
  • электронный ответ с визуализацией УКЭП руководителя.

Если в личный кабинет на портале госуслуг направляется электронный ответ с визуализацией УКЭП руководителя, то к этому файлу тоже не прикрепляется усиленная квалифицированная или неквалифицированная подпись!

Действительно, нет рекомендаций о применении того или иного вида электронной подписи при направлении ответов на обращения граждан:

  • ни в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ (действующая редакция от 28.12.2024) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,
  • ни в Методических рекомендациях по практике применения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (утв. Администрацией Президента РФ 04.02.2021 № А1-348о)2.

Действующим законодательством и постановлениями Правительства РФ строго регламентируется межведомственное электронное взаимодействие с применением, как правило, усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).

Для взаимодействия с гражданами строгой регламентации применяемых видов электронной подписи нет. Потому что в этой работе гораздо важнее организационный аспект, т.е. полномочия руководителей и сотрудников, которые в соответствии с Законом № 59-ФЗ должны получить право вести переписку по обращениям граждан от имени организации. Только уполномоченных сотрудников наделяют правом применять электронную подпись того или иного вида в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». То есть требования этого закона должны соблюдаться при подписании создаваемых электронных документов / электронных копий и электронных сообщений по любым вопросам и в любых управленческих ситуациях, в т.ч. в работе по обращениям граждан.

В организации должен быть разработан и утвержден Перечень видов документов, которые имеют право подписывать только уполномоченные сотрудники с применением электронной подписи того или иного вида (с учетом разных каналов коммуникаций). Конкретные фамилии уполномоченных сотрудников и замещающих лиц на период их временного отсутствия закрепляются приказом первого руководителя, который должен своевременно актуализироваться.

Сноски 2

  1. Прим. ред.: Рекомендуем закрепить этот подход в локальном нормативном акте организации, например, в Инструкции по делопроизводству, чтобы было четкое понимание. Вернуться назад
  2. Прим. ред.: Равным образом нет положений о применении конкретного вида электронной подписи и в Методических рекомендациях по вопросам особенностей порядка и сроков рассмотрения обращений в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (утв. ФАС России). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Ответ в бумажном виде на электронное обращение

Какие сведения автор обращения обязан указать о себе и способах коммуникации с ним? Обязана ли организация направлять на почтовый адрес гражданина бумажный ответ на его электронное обращение? Ответы даем на основе анализа формулировок закона об обращениях граждан. Показываем примеры того, как можно организовать распечатку из СЭД и оформлять бумажные копии электронных ответных писем.

Если в архиве нет запрошенной информации

Что делать, если в архив коммерческой организации поступил запрос от физического лица, но никакой информации не найдено? Ему обязательно письменно отвечать? Как оформить ответный документ?

Новый порядок рассмотрения обращений в финансовых организациях

С 1 июля 2024 года изменится порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц в организациях финансового сектора. Объясняем, каких именно организаций и чьих обращений это коснется. Для 2 типов организаций (Банка России и его подопечных – кредитных организаций) рассматриваем новый порядок работы подробно: с цитатами из нормативной базы и примерами расчета сроков как для отдельных «телодвижений», так и всего процесса в целом. Напоминаем, на кого распространяется общий порядок работы по закону об обращениях граждан, который действует уже давно. Расчет сроков по нему тоже показываем на примере.

Как применять Перечень 2019 г. со сроками хранения документов в работе с обращениями граждан

Какой срок хранения предписан обращениям граждан и журналам их регистрации в новом Перечне 2019 г.? На какие еще документы его стоит распространить? Какие документы лучше формировать в одно дело с обращениями?

Ответ в бумажном виде на электронное обращение

Какие сведения автор обращения обязан указать о себе и способах коммуникации с ним? Обязана ли организация направлять на почтовый адрес гражданина бумажный ответ на его электронное обращение? Ответы даем на основе анализа формулировок закона об обращениях граждан. Показываем примеры того, как можно организовать распечатку из СЭД и оформлять бумажные копии электронных ответных писем.

Новый порядок рассмотрения обращений в финансовых организациях

С 1 июля 2024 года изменится порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц в организациях финансового сектора. Объясняем, каких именно организаций и чьих обращений это коснется. Для 2 типов организаций (Банка России и его подопечных – кредитных организаций) рассматриваем новый порядок работы подробно: с цитатами из нормативной базы и примерами расчета сроков как для отдельных «телодвижений», так и всего процесса в целом. Напоминаем, на кого распространяется общий порядок работы по закону об обращениях граждан, который действует уже давно. Расчет сроков по нему тоже показываем на примере.

Если в архиве нет запрошенной информации

Что делать, если в архив коммерческой организации поступил запрос от физического лица, но никакой информации не найдено? Ему обязательно письменно отвечать? Как оформить ответный документ?

Как применять Перечень 2019 г. со сроками хранения документов в работе с обращениями граждан

Какой срок хранения предписан обращениям граждан и журналам их регистрации в новом Перечне 2019 г.? На какие еще документы его стоит распространить? Какие документы лучше формировать в одно дело с обращениями?