Может ли ООО по согласию всех участников выплатить выбывшим участникам (два физических лица) сумму, превышающую действительную стоимость их доли в уставном капитале общества?

Вопрос
В ООО было три участника – юридическое лицо и два физических лица. Может ли ООО по согласию всех участников выплатить выбывшим участникам (два физических лица) сумму, превышающую действительную стоимость их доли в уставном капитале общества?
Отвечает

На наш взгляд, указанное в вопросе соглашение не соответствует закону и является ничтожным. Последствия выплаты вышедшему из общества участнику суммы, превышающей действительную стоимость принадлежавшей ему доли в уставном капитале ООО, в части такого превышения в полной мере будут зависеть от квалификации произведенной выплаты.

Поясним подробнее.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

При выходе участника из общества принадлежавшая ему доля в уставном капитале общества переходит к обществу с даты получения обществом заявления о выходе из общества (п. 7 ст. 23 Закона об ООО). Общество же обязано выплатить выбывшему участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости (п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО).

Приведенные нормы сформулированы императивно, и законодательство не содержит положений, допускающих иной порядок определения размера выплаты, причитающейся вышедшему из общества участнику. Выход и сопутствующее ему отчуждение участником доли обществу представляют собой одностороннюю сделку, поскольку для ее совершения в соответствии с законом необходимо и достаточно воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК РФ). Эта сделка, в силу ст. 155 ГК РФ, может создавать обязанности для других лиц в случаях, установленных законом либо соглашением сторон. Соответствующая обязанность, как уже отмечено, возникает у общества в силу п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО. Следовательно, выход участника из общества предполагает, что действия участника, выходящего из общества, по передаче обществу доли в уставном капитале общества порождают обязанность по выплате действительной стоимости доли, что говорит о возмездности данной сделки (ст. 156 и 423 ГК РФ). При этом срок или порядок такой выплаты действительной стоимости доли, предусмотренный в Законе об ООО, можно изменить и закрепить в уставе, но саму обязанность по выплате участники и общество отменить или изменить не вправе. Иными словами, при выходе участника из общества он приобретает право денежного требования к обществу, а у общества возникает соответствующее денежное обязательство перед бывшим участником. Причем размер указанного требования определяется не решением общества и не его соглашением с бывшим участником, а установлен законом как действительная стоимость принадлежавшей участнику доли, определяемая на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества. Связано это с тем, что по общему правилу (п. 1 ст. 23 Закона об ООО) компания не вправе приобретать доли или части долей в своем уставном капитале, а в тех случаях, когда закон допускает такое приобретение (в том числе при выходе участника из общества), он императивно устанавливает порядок определения суммы, которую общество должно выплатить в связи с таким приобретением. Отсутствие подобного ограничения позволяло бы произвольно определять цену, по которой общество может приобретать доли в собственном уставном капитале, что неизбежно приводило бы либо к нарушению прав участников общества, либо к возможности легального ущемления прав кредиторов общества.

Сказанное приводит к выводу о том, что ни обществом, ни соглашением между обществом и выбывшим участником не может быть установлен размер причитающейся последнему выплаты, отличающейся от действительной стоимости принадлежавшей участнику общества доли.

В связи с этим соглашение между обществом и выбывшим участником о выплате последнему суммы, не соответствующей действительной стоимости принадлежавшей участнику доли, на наш взгляд, не соответствует законодательству. Такая сделка является ничтожной (ст. 166 и 168 ГК РФ) и, как любая ничтожная сделка, недействительна независимо от признания ее таковой судом.

Вместе с тем если участник, которому выплачена сумма, меньшая, чем действительная стоимость его доли, все равно может требовать выплаты ему разницы между этой суммой и действительной стоимостью доли (поскольку в силу п. 2 ст. 9 ГК РФ отказ участника ООО от осуществления принадлежащего ему права на получение при выходе из общества действительной стоимости его доли в уставном капитале ООО либо имущества такой же стоимости не влечет прекращения этого права), то последствия выплаты выбывшему участнику суммы, превышающей действительную стоимость его доли, как нам представляется, зависят от квалификации отношений между ним и обществом.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации де-факто ничто не может воспрепятствовать обществу и выбывшим участникам прийти к соглашению о выплате им суммы, превышающей действительную стоимость их долей. Ничто не может помешать оставшемуся в обществе единственному участнику принять решение о выплате выбывшим из общества участникам причитающихся сумм, а обществу – произвести такие выплаты. То есть фактически указанная в вопросе выплата, разумеется, вполне возможна. Последствия же, связанные с несоответствием сделок закону, могут наступить лишь в том случае, если о применении таких последствий будет заявлено в суде заинтересованными лицами (п. 2 ст. 166 ГК РФ).

На наш взгляд, если из отношений сторон и из документов, оформляющих выплату, следует, что сумма, выплаченная в части превышения действительной стоимости доли, перечисляется выбывшим участникам именно в связи с их выходом из общества, а не по иному основанию (это возможно, например, если и в решении оставшегося единственного участника, и в платежных документах указана именно выплачиваемая сумма целиком, и эта сумма обозначена как выплата участнику в связи с его выходом из общества), то в этой части судом должны быть применены последствия недействительности ничтожной сделки. В силу п. 2 ст. 167 ГК РФ эти последствия состоят в обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке. Иными словами, на наш взгляд, если положительная разница между суммой, выплаченной выбывшему участнику, и действительной стоимостью принадлежавшей ему доли не может быть квалифицирована как исполнение по самостоятельной сделке (дарение, заем, оплата по иному договору), а представляет собой лишь часть суммы, выплаченной участнику именно в связи с его выходом из общества, то эта разница подлежит возврату обществу.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно ли запретить обществу выплачивать дивиденды в качестве обеспечительной меры?

На годовом общем собрании акционеров было принято решение о выплате дивидендов в размере 500 рублей за одну акцию. Один из акционеров подал в суд иск о признании недействительным данного решения в части размера объявленных дивидендов, считая, что размер дивидендов завышен, финансовое состояние общества не позволяет выплачивать дивиденды в таком размере. В иске акционер просит суд наложить обеспечительные меры – запретить обществу выплачивать дивиденды из расчета 500 рублей за одну акцию с сохранением возможности выплаты дивидендов в размере 300 рублей за одну акцию. Вправе ли суд наложить подобного рода обеспечительные меры, запретить обществу выплачивать дивиденды по 500 рублей за одну акцию и одновременно не запретить обществу выплачивать дивиденды по 300 рублей за одну акцию? Вправе ли общество выплатить дивиденды в неоспариваемой части, то есть из расчета 300 рублей за одну акцию? Будет ли это нарушением, учитывая, что годовое общее собрание акционеров приняло решение о выплате дивидендов в размере 500 рублей за одну акцию?

Как составляется передаточный акт на имущество? Может ли присоединяемое лицо распоряжаться этим имуществом во время реорганизации?

Планируется реорганизация в форме присоединения одного ООО к другому. 1. В передаточном акте обязательно указывать сведения о передаваемом имуществе либо достаточно укрупненно указать, что имущество присоединяемого ООО переходит в полном составе в ООО? 2. Переход права собственности на недвижимое имущество должен быть зарегистрирован в Росреестре. Когда можно обращаться с заявлением в Росреестр: сразу после утверждения передаточного акта либо после завершения процедуры присоединения? 3. Может ли присоединяемое ООО распоряжаться недвижимым имуществом, включенным в передаточный акт, в период проведения реорганизации по своему усмотрению? Если в период реорганизации какое-либо недвижимое имущество будет утрачено, требуется корректировка передаточного акта?

Является ли нарушением, что заказчик подписывает акты не в день направления, а через месяц-два?

Заказчик подписывает акты не в день направления, а через месяц-два. В итоге разница между датами актов выполненных работ и датами счетов-фактур может составлять до 2 месяцев. Является ли это нарушением? И будет ли отказано в вычете НДС на основании счета-фактуры, выставленного позже установленного НК РФ срока?

Можно ли взыскать неустойку с подрядчика, который составлял путевые листы по старой форме?

В ЛНА общества (заказчик) указано, что путевые листы должны оформляться в соответствии с обязательными реквизитами и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368. За нарушение этого требования договором с подрядчиком предусмотрена неустойка. С 01.03.2023 указанный приказ утратил силу и вступил в силу приказ Минтранса России от 28.09.2022 № 390. Однако изменения в ЛНА заказчика не внесены. В настоящее время заказчик обнаружил, что в путевых листах, составленных подрядчиком после 01.09.2023, не были включены реквизиты, установленные приказом Минтранса России № 390 (дата выдачи водительского удостоверения и страховой номер индивидуального лицевого счета водителя транспортного средства). Имеются ли основания для взыскания с подрядчика неустойки за нарушение ЛНА и приказа Минтранса России № 390?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Вправе ли ООО продать свое имущество по балансовой стоимости?

Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при продаже одним ООО другому недвижимого имущества по балансовой стоимости, отличающейся от рыночной?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?