Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: осуществлять любые полномочия от имени общества заместитель генерального директора может, только если эти полномочия предоставлены ему доверенностью. Он может выдавать доверенности в порядке передоверия, если уполномочен на это доверенностью.
Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати данной организации.
Как нам представляется, указание в приведенной норме на лицо, не являющееся руководителем, но уполномоченное учредительными документами на выдачу доверенностей, относится к случаям, когда организационно-правовая форма юридического лица не предполагает образование единоличного исполнительного органа, то есть в организации отсутствует руководитель. Вместе с тем такое указание может быть воспринято как позволяющее наделить соответствующими полномочиями одновременно нескольких лиц. Подобный подход можно встретить даже в правоприменительной практике (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу № А21-4544/2009).
Однако представляется, что такой подход не соответствует закону. Поясним подробнее.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Кроме того, как следует из п. 1 ст. 182 ГК РФ, от имени юридического лица сделки может совершать его представитель в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Структура и компетенция органов управления обществом с ограниченной ответственностью, а также порядок принятия ими решений определяются уставом общества (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об ООО). Вместе с тем при определении в уставе структуры и компетенции органов управления необходимо учитывать положения Закона об ООО.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (п. 4 ст. 32 Закона об ООО). К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 40 Закона об ООО). Если уставом предусмотрено наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, их компетенция, в силу ст. 41 Закона об ООО, должна быть разделена.
Пунктом 1 ст. 40 Закона об ООО предусмотрено, что без доверенности от имени общества действует единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор). Именно это лицо представляет интересы общества, совершает сделки от его имени, в том числе выдает доверенности на право представительства от имени общества (выдача доверенности, в силу ст. 153 и 154 ГК РФ, представляет собой одностороннюю сделку).
Законом не предусмотрена возможность создания иного органа, к компетенции которого относилась бы часть вопросов, входящих в компетенцию единоличного исполнительного органа (генерального директора) и который в связи с этим был бы вправе совершать от имени общества сделки без доверенности.
Само понятие единоличного исполнительного органа не допускает ни возможности образования в обществе одновременно двух исполнительных органов (руководителей), обладающих одинаковой компетенцией, ни возможности распределения полномочий, предусмотренных п. 3 ст. 40 Закона об ООО, между несколькими лицами. Если возможностью осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа без доверенности наделено более одного лица, можно говорить о том, что в обществе имеется корпоративный конфликт.
Поэтому представлять интересы общества непосредственно на основании его устава, то есть без доверенности, может только единоличный исполнительный орган, что неоднократно отмечалось судами (постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 № 20АП-4632/2008, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 № 15АП-7858/2008). Все иные лица вправе действовать от имени общества только при наличии соответствующего полномочия, основанного на доверенности (ст. 182 и 185 ГК РФ), а положения устава, наделяющие иных лиц какими-либо полномочиями, отнесенными законом к компетенции руководителя организации, являются недействительными (постановления ФАС Московского округа от 29.12.2008 № КГ-А40/12534-08-П, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 № 07АП-1212/12, ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 по делу № А21-12751/2009, ФАС Московского округа от 16.11.2010 № КГ-А40/10694-10). А поскольку выдача доверенностей от имени общества законом отнесена к компетенции единоличного исполнительного органа общества, любыми иными лицами доверенности от имени общества могут выдаваться только в порядке передоверия (ст. 187 ГК РФ).