Правомочны ли решения совета директоров акционерного общества, избранного в неполном составе?

Вопрос
Состав совета директоров акционерного общества определен его уставом в количестве семи членов. В ходе проводимого общего собрания акционеров был избран совет директоров акционерного общества в количестве шести членов. Правомочен ли совет директоров в таком составе принимать какие-либо решения, кроме созыва внеочередного собрания акционеров?
Отвечает

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в данной ситуации решение общего собрания акционеров об избрании совета директоров противоречит закону и может быть обжаловано акционерами общества. Однако признание арбитражным судом такого решения недействительным само по себе не влечет недействительности всех решений, принятых советом директоров до вступления в силу решения суда.

Обоснование вывода

Согласно п. 3 ст. 66 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее пяти членов, а для общества с числом акционеров – владельцев голосующих акций общества более одной тысячи – менее семи членов.

Количественный состав совета директоров общества в данном случае определен уставом в количестве семи членов.

В силу п. 2 ст. 11 Закона об АО требования устава акционерного общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами, поэтому общее собрание акционеров не может определить количественный состав совета директоров иным образом, чем это предусмотрено в уставе, не изменив в установленном законом порядке соответствующее положение устава (постановление ФАС Уральского округа от 17.05.2005 № Ф09-1310/05-С5).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации решение годового общего собрания акционеров об избрании совета директоров в количестве шести членов принято в нарушение устава общества и противоречит Закону, а именно – нормам п. 2 ст. 11 и абз. 2 п. 3 ст. 66 Закона об АО.

В то же время специальных последствий для случаев избрания совета директоров общества в неполном (или большем) составе Закон об АО не устанавливает. Соответственно, такое решение является действительным, но может быть обжаловано в судебном порядке. Согласно п. 7 ст. 49 Закона об АО акционер вправе обжаловать решение общего собрания акционеров, принятое с нарушением закона, иных нормативных правовых актов или устава общества, если он не участвовал в собрании или голосовал против принятия решения, а принятое решение нарушает его права и (или) законные интересы. Суд вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинение убытков этому акционеру (также см. п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»). Срок обжалования составляет три месяца со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении и об обстоятельствах, являющихся основанием для признания его недействительным.

Как показывает практика, в большинстве случаев суды удовлетворяют требование акционера о признании подобного решения общего собрания акционеров недействительным (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 29.08.2011 № Ф09-5071/11, ФАС Уральского округа от 16.01.2007 № Ф09-11432/06-С4, ФАС Московского округа от 27.03.2006 № КГ-А41/1056-06).

Встречаются и обратные примеры. Так, Арбитражный суд Новосибирской области посчитал, что избрание совета директоров в неполном количественном составе (четыре члена вместо пяти) в принципе не противоречит законодательству, если достигается необходимый кворум (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.11.2010 по делу № А45-12392/20101

Обращаем внимание, что в арбитражной практике сформирована позиция, согласно которой признание арбитражным судом недействительным решения общего собрания акционеров общества об избрании совета директоров само по себе не является основанием для признания недействительными всех решений, принятых этим составом совета директоров до вступления в силу решения суда (см., в частности, постановления ФАС Поволжского округа от 23.12.2009 по делу № А65-17374/2008, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 № 16АП-1092/11).

В свою очередь, как следует из п. 6 ст. 68 Закона об АО, решение совета директоров общества может быть обжаловано акционером общества только в том случае, если оно принято с нарушением требований данного закона, иных нормативных правовых актов, устава общества и если указанным решением нарушены права и (или) законные интересы общества или этого акционера. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если оно не повлекло причинение убытков обществу или акционеру либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них и допущенные нарушения не являются существенными.

Тем не менее анализ судебной практики показывает, что риск признания конкретного решения совета директоров недействительным ввиду того, что оно принято нелегитимным (неполным или, напротив, большим) составом, существует (см. постановления ФАС Уральского округа от 29.08.2011 № Ф09-5071/11, ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2004 № А13-3804/03-24).

1
http://rospravosudie.com/court-as-novosibirskoj-oblasti-s/judge-shevchenko-svetlana-fyodorovna-s/act-301683316.
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно ли запретить обществу выплачивать дивиденды в качестве обеспечительной меры?

На годовом общем собрании акционеров было принято решение о выплате дивидендов в размере 500 рублей за одну акцию. Один из акционеров подал в суд иск о признании недействительным данного решения в части размера объявленных дивидендов, считая, что размер дивидендов завышен, финансовое состояние общества не позволяет выплачивать дивиденды в таком размере. В иске акционер просит суд наложить обеспечительные меры – запретить обществу выплачивать дивиденды из расчета 500 рублей за одну акцию с сохранением возможности выплаты дивидендов в размере 300 рублей за одну акцию. Вправе ли суд наложить подобного рода обеспечительные меры, запретить обществу выплачивать дивиденды по 500 рублей за одну акцию и одновременно не запретить обществу выплачивать дивиденды по 300 рублей за одну акцию? Вправе ли общество выплатить дивиденды в неоспариваемой части, то есть из расчета 300 рублей за одну акцию? Будет ли это нарушением, учитывая, что годовое общее собрание акционеров приняло решение о выплате дивидендов в размере 500 рублей за одну акцию?

Как составляется передаточный акт на имущество? Может ли присоединяемое лицо распоряжаться этим имуществом во время реорганизации?

Планируется реорганизация в форме присоединения одного ООО к другому. 1. В передаточном акте обязательно указывать сведения о передаваемом имуществе либо достаточно укрупненно указать, что имущество присоединяемого ООО переходит в полном составе в ООО? 2. Переход права собственности на недвижимое имущество должен быть зарегистрирован в Росреестре. Когда можно обращаться с заявлением в Росреестр: сразу после утверждения передаточного акта либо после завершения процедуры присоединения? 3. Может ли присоединяемое ООО распоряжаться недвижимым имуществом, включенным в передаточный акт, в период проведения реорганизации по своему усмотрению? Если в период реорганизации какое-либо недвижимое имущество будет утрачено, требуется корректировка передаточного акта?

Является ли нарушением, что заказчик подписывает акты не в день направления, а через месяц-два?

Заказчик подписывает акты не в день направления, а через месяц-два. В итоге разница между датами актов выполненных работ и датами счетов-фактур может составлять до 2 месяцев. Является ли это нарушением? И будет ли отказано в вычете НДС на основании счета-фактуры, выставленного позже установленного НК РФ срока?

Можно ли взыскать неустойку с подрядчика, который составлял путевые листы по старой форме?

В ЛНА общества (заказчик) указано, что путевые листы должны оформляться в соответствии с обязательными реквизитами и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368. За нарушение этого требования договором с подрядчиком предусмотрена неустойка. С 01.03.2023 указанный приказ утратил силу и вступил в силу приказ Минтранса России от 28.09.2022 № 390. Однако изменения в ЛНА заказчика не внесены. В настоящее время заказчик обнаружил, что в путевых листах, составленных подрядчиком после 01.09.2023, не были включены реквизиты, установленные приказом Минтранса России № 390 (дата выдачи водительского удостоверения и страховой номер индивидуального лицевого счета водителя транспортного средства). Имеются ли основания для взыскания с подрядчика неустойки за нарушение ЛНА и приказа Минтранса России № 390?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Вправе ли ООО продать свое имущество по балансовой стоимости?

Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при продаже одним ООО другому недвижимого имущества по балансовой стоимости, отличающейся от рыночной?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?