Top.Mail.Ru

В ООО умер один из участников. Становится ли его наследник участником ООО автоматически, если уставом общества предусмотрена возможность перехода доли участника наследникам по решению общего собрания?

Вопрос
В ООО умер один из участников. В уставе ООО указано: «По решению общего собрания доли в уставном капитале общества могут перейти к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц, являющихся участниками общества». Значит ли это, что наследник, к которому перешла доля, становится участником общества автоматически, что и оформляется решением общего собрания общества, или на это требуется согласие остальных участников общества, в данном случае общего собрания? Получает ли наследник право на выплату ему обществом действительной стоимости доли в случае отказа от принятия в общество?
Отвечает

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: в приведенной ситуации решения общего собрания участников не требуется. Для перехода доли умершего участника к его наследникам требуется согласие других участников. При отсутствии в уставе специального порядка и сроков получения такого согласия оно считается полученным, если всеми участниками общества в течение тридцати дней со дня получения обществом обращения от наследника представлены в общество письменные заявления о согласии на переход доли к наследнику либо в течение указанного срока не представлено письменное заявление хотя бы одного участника об отказе от дачи согласия на переход доли.

Обоснование позиции

В первую очередь отметим, что в спорной ситуации правовое значение положений устава, определяющих порядок перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (далее – общество, ООО) к наследникам участника общества, может быть установлено судом исходя из их толкования, в том числе во взаимосвязи с иными положениями этого документа. В рамках этой консультации мы можем высказать лишь соображения общего характера по описанной в вопросе ситуации.

Согласно п. 1 ст. 93 ГК РФ переход доли или части доли участника в уставном капитале ООО к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании с учетом особенностей, предусмотренных ГК РФ и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).

Пунктом 6 ст. 93 ГК РФ, п. 8 ст. 21 Закона об ООО предусмотрено, что доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом ООО. Уставом ООО может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества (далее также – доля) к наследникам граждан, являвшихся участниками общества, допускается только с согласия остальных участников общества. В этом случае неполучение согласия (отказ в согласии) влечет переход доли умершего участника к обществу и возникновение у общества обязанности выплатить наследникам действительную стоимость доли умершего участника, определенную на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню смерти участника общества (п. 5 ст. 23 Закона об ООО).

Как подчеркивается в судебной практике, в отсутствие специальных положений в уставе общества о необходимости согласия остальных участников общества такого согласия в соответствии с законом на переход доли к наследникам не требуется (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 № 17АП-11249/15).

Общее собрание участников является высшим органом управления общества (п. 1 ст. 32 Закона об ООО). Очевидно, что факт принятия этим органом решения по какому-либо вопросу не свидетельствует о том, что позиция всех участников ООО в этом вопросе совпадает (разумеется, за исключением случаев, когда в соответствии с законом или уставом требуется единогласное принятие решения общим собранием участников). Необходимости получать согласие на переход доли по наследству от каких-либо органов общества ни ГК РФ, ни Закон об ООО не требует. Вместе с тем и прямого запрета на включение такого требования в устав общества в Законе об ООО также нет. Само по себе то обстоятельство, что формулировка абз. 1 п. 8 ст. 21 Закона об ООО упоминает лишь о возможности включения в устав ООО положений, согласно которым переход доли в уставном капитале возможен с согласия участников ООО (а не самого общества или на основании решения общего собрания участников ООО), не означает, что в устав ООО не может быть включено приведенное в вопросе положение. Однако, на наш взгляд, по смыслу п. 8 и 10 ст. 21 и п. 5 ст. 23 Закона об ООО, в этом случае из устава ООО должно явно следовать, во-первых, каким большинством должно приниматься общим собранием участников ООО решение по вопросу о переходе доли к наследникам умершего участника, а во-вторых, в течение какого срока такое решение должно быть принято. Полагаем, что в отсутствие в уставе таких положений приведенная в вопросе формулировка в случае возникновения спора с высокой степенью вероятности может быть квалифицирована как предусматривающая необходимость получения согласия от каждого из участников общества на переход доли к наследникам умершего участника. Примеры такого подхода в схожих ситуациях можно обнаружить в судебной практике (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2011 № Ф03-3092/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 № 09АП-24813/15, Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 № 05АП-3676/12).

Таким образом, на наш взгляд, в рассматриваемом случае наследнику умершего участника общества следует через общество запросить согласие других участников на переход к нему доли в уставном капитале. При отсутствии в уставе специального порядка и сроков получения такого согласия необходимо руководствоваться правилами п. 10 ст. 21 Закона об ООО, по которому согласие на переход доли считается полученным при условии, что всеми участниками общества в течение тридцати дней со дня получения соответствующего обращения обществом в общество представлены составленные в письменной форме заявления о согласии на переход доли к наследнику либо в течение указанного срока не представлено письменное заявление хотя бы одного участника об отказе от дачи согласия на переход доли.

При получении согласия на переход доли умершего участника в порядке наследования (или неполучении в установленный срок отказа в таком согласии) в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ представляется заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице (форма № Р14001). К заявлению прилагается свидетельство о праве на наследство (его копия). Заявление по форме № Р14001 подписывает наследник, к которому перешла доля в уставном капитале (п. 1 ст. 1153, ст. 1162 ГК РФ, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 16 ст. 21 Закона об ООО, п. 14.2.05.67 письма ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

анна
11.06.2019, 09:03

Спасибо огромное за статью, всё по полочкам, с судебной практикой.

Рекомендовано для вас

Надо ли получать согласие ООО на изменение договора залога доли между участником ООО и третьим лицом?

Закон об ООО требует получения согласия общего собрания участников общества на передачу доли в уставном капитале ООО в залог третьему лицу. Имеется ли в законодательстве норма о предоставлении согласия общества на внесение изменений в условия договора залога (последующего договора залога), заключенного между участником общества и третьим лицом?

Может ли машиночитаемая доверенность заменить бумажную при подписании документов на бумаге?

Может ли машиночитаемая доверенность заменить бумажную доверенность при подписании документов (договор между юридическими лицами) в бумажном виде, не через сервисы электронного документооборота?

Можно ли расторгнуть кредитный договор, в шапке которого указана одна сумма, а в тексте – другая?

В кредитном договоре в шапке прописана одна сумма, ниже указана уже другая. Можно ли расторгнуть такой договор и признать его недействительным?

Когда истекает срок исковой давности, если срок оплаты выполненных работ по договору подряда – март 2022 года?

Срок оплаты выполненных работ по договору подряда – март 2022 года. Кредитор предъявил претензию 2 апреля 2025 года. Срок исковой давности, исчисляемый годами, начинает течь по истечении срока, установленного для исполнения обязательства по оплате, то есть с 1 апреля 2022 года. В какой день 2025 года истекает срок исковой давности? Какой день является последним для предъявления иска в суд? Договором претензионный порядок не предусмотрен.

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Вправе ли ООО продать свое имущество по балансовой стоимости?

Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при продаже одним ООО другому недвижимого имущества по балансовой стоимости, отличающейся от рыночной?