В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Согласно подп. «в» п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующимися:
- в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ) и
- на земельных участках, – с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Однако при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в трехдневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены Правилами для заключения указанного договора (п. 8.2 Правил).
Необходимо отметить, что понятие «пользователь» в Правилах не раскрыто. Полагаем, что под термином «пользователь» подразумевается, в частности, арендатор помещения в здании, строении, сооружении.
Следовательно, договор на вывоз ТКО должен заключаться с арендатором помещения в здании, строении, сооружении.
В то же время в судебной практике присутствует мнение, что в случае отсутствия в договоре аренды обязанности арендатора самостоятельно заключать договор на вывоз ТКО, такая обязанность возникает у арендодателя в силу ст. 210 ГК РФ (см., например, решения Арбитражного суда Ивановской области от 29.01.2019 по делу № А17-8587/2018, от 17.06.2019 по делу № А17-4132/2018).
Однако ввиду того, что Правилами прямо предусмотрено, что при переходе прав на нежилые помещения к пользователю обязанность по заключению договора на вывоз ТКО ложится на него, считаем, что договор на вывоз ТКО должен заключаться с собственником ТКО, в рассматриваемом случае – с арендатором помещения.
Обращаем внимание, что высказанная точка зрения является нашей экспертной позицией. Какие-либо разъяснения компетентных органов нам обнаружить не удалось, рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по почте (125993, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6) либо заполнив специальную форму на официальном сайте ведомства (http://rpn.gov.ru/appeal-to-rpn).