Если поставка товара приходится на нерабочий выходной день

Вопрос
В договоре поставки прописан срок передачи товара – ​до 05.04.2020. Данная дата приходится на нерабочий выходной день (воскресенье), и 04.04.2020 тоже нерабочий выходной день (суббота). Какой датой будет считаться последний день поставки и с какой даты будет рассчитываться неустойка за просрочку поставки товара?
Отвечает

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: последним днем поставки является 6 апреля. Неустойка за просрочку поставки начисляется с 7 апреля по день поставки включительно.

Обоснование вывода

Установленный сделкой срок может определяться, в частности, истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами (ст. 190 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Гражданское законодательство не раскрывает понятие нерабочего дня. Трудовым законодательством в качестве нерабочих дней (ст. 107 ТК РФ) выделены выходные дни (ст. 111 ТК РФ), а также нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ). В силу ст. 111 ТК РФ при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. Как видим, суббота согласно трудовому законодательству не является общим для всех выходным днем. Однако сложившаяся судебная практика показывает, что в целях применения ст. 193 ГК РФ под нерабочими днями понимают как воскресенье, так и субботу1. В связи с этим при описанных обстоятельствах последним днем поставки является понедельник, 6 апреля2.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации товар должен быть поставлен в срок по 6 апреля включительно. Просрочка поставщика начинается со следующего дня. Начиная с 7 апреля (первый день просрочки) и по день поставки включительно на сумму задолженности начисляются проценты, указанные в ст. 395 ГК РФ, либо неустойка, если она предусмотрена договором (п. 50, абз. 4 п. 65 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»3).

Сноски 3

  1. См., например, постановления Президиума ВАС РФ от 22.04.2008 № 14056/07, от 27.07.2011 № 2475/11, Арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2019 № Ф10-4993/19 по делу № А54-8968/2018, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2016 № Ф08-2073/16 по делу № А32-16813/2014. Вернуться назад
  2. См., например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 № 18АП-15582/18, Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 № 06АП-4353/15, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 № 20АП-4124/19, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 № 14АП-9398/17 (оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2018 № Ф07-1831/18). Вернуться назад
  3. См. также постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 № 03АП-6367/15, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 № 09АП-72190/18, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 № 18АП-15870/17, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 № 15АП-14826/18. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Эффективная работа с дебиторской задолженностью

Правильная организация договорной и досудебной работы позволяет минимизировать риски возникновения споров, а в случае их возникновения – отстоять свои интересы в суде. Объясняем, как грамотно выстроить работу по взысканию задолженности, чтобы повысить ее эффективность и минимизировать судебные риски. Какие шаги предпринять до подписания договора, во время его исполнения и после, какие формулировки включить в договор, зачем подписывать акт сверки и в каком размере требовать неустойку. Статью можно использовать как базу для подготовки текста регламента работы с просроченной дебиторской задолженностью и иных локальных нормативных актов. В ней также найдете образцы формулировок для договоров, которые помогут защитить ваши интересы в случае неисполнения обязательств контрагентами.

Как счет-фактура поможет выявить недобросовестных поставщиков

Автор делится собственным опытом раскрытия мошеннических схем с использованием недобросовестными поставщиками счетов-фактур. Читайте, как защититься от завышенных цен на товары, от претензий налоговых и правоохранительных органов. На что необходимо обращать внимание покупателю при получении счета-фактуры от поставщика. Как не обжечься при закупке зарубежного оборудования, которое на деле может оказаться российским либо «сборным», в том числе из деталей, бывших в употреблении. Почему важно в таких случаях запрашивать сведения о стране происхождения товара и таможенную декларацию. Как должен быть правильно заполнен счет-фактура в части указания страны происхождения товара и таможенной декларации.

Можно ли взыскать неустойку с подрядчика, который составлял путевые листы по старой форме?

В ЛНА общества (заказчик) указано, что путевые листы должны оформляться в соответствии с обязательными реквизитами и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368. За нарушение этого требования договором с подрядчиком предусмотрена неустойка. С 01.03.2023 указанный приказ утратил силу и вступил в силу приказ Минтранса России от 28.09.2022 № 390. Однако изменения в ЛНА заказчика не внесены. В настоящее время заказчик обнаружил, что в путевых листах, составленных подрядчиком после 01.09.2023, не были включены реквизиты, установленные приказом Минтранса России № 390 (дата выдачи водительского удостоверения и страховой номер индивидуального лицевого счета водителя транспортного средства). Имеются ли основания для взыскания с подрядчика неустойки за нарушение ЛНА и приказа Минтранса России № 390?

Что нужно учесть заказчику при реализации проектов

Бизнес может столкнуться с несвойственными для его текущей деятельности функциями, когда возникает необходимость запустить проект с нуля. Начиная от разработки проектной документации для постройки новых (либо реконструкции, модернизации существующих) объектов и заканчивая покупкой расходных материалов, если заказчик по каким-то (в том числе экономическим) причинам желает держать под контролем весь процесс. В статье разбираем наиболее наглядные и общие для всех случаев создания нового производственного объекта моменты, на которые руководителю и юристу заказчика следует обращать внимание при организации и реализации договорной работы и документооборота в связке «проектант – поставщик – подрядчик». Объясняем, какие конкретные условия необходимо включить заказчику в договоры с разработчиком проекта, поставщиками материалов и оборудования, а также подрядчиком, чтобы защитить свои интересы. Даем ссылки на судебную практику, которая поможет доказать свою правоту в аналогичных рассмотренным ситуациях.

Какие аргументы помогут в суде для уменьшения неустойки

В первой части статьи мы рассмотрели аргументы, которые позволят убедить суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки. Однако не всегда это возможно, и тогда остается лишь шанс на уменьшение ее размера. Проанализируем судебную практику, отметив, какие условия должны быть соблюдены, чтобы должник мог требовать снижения размера неустойки. Расскажем, что необходимо включить в ходатайство об уменьшении неустойки, что в принципе может сыграть на руку должнику, обращающемуся к суду с просьбой снизить неустойку. А также поделимся информацией, какие обстоятельства суд не убедят. В статье приведена судебная практика как в пользу должников, так и кредиторов, поэтому полезна всем участникам гражданских правоотношений.

Какие аргументы помогут в суде для снятия требования неустойки в полном объеме

Со взысканием неустойки может столкнуться каждая организация, причем как в качестве кредитора-взыскателя, так и должника. Последнее особенно неприятно, когда требования о неустойке необоснованны и несоразмерны допущенному нарушению. Однако закон и судебная практика содержат механизмы защиты против злоупотреблений подобными требованиями, и об этом стоит знать не только должникам, но и кредиторам. Поговорим о двух основных аргументах, которые можно привести против требований кредитора по неустойке, – ​когда для ее выплаты нет оснований и когда ее размер несоразмерен допущенному нарушению, вследствие чего кредитор может получить необоснованную выгоду. В этом номере приведем аргументы, которые убеждали суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Приемка некачественного товара: 3 причины отказа покупателю судом в иске

Поставка товара может породить спор между сторонами по качеству продукции. И тут покупатель нередко допускает ошибки, которые приводят к проигрышу в суде и дополнительным убыткам. На основе судебной практики мы отобрали три причины, из-за которых суд может отклонить требования покупателя к поставщику. Это, в частности, отсутствие доказательств наличия недостатков товара или вины поставщика, нарушение порядка приемки товаров, а также нарушение формальных правил фиксации недостатков товара.

Премия контрагенту: как прописать в договоре

Рассказываем, как лучше зафиксировать условия, показатели, порядок и периодичность премирования контрагента в договоре; можно ли вопросы премирования урегулировать в одностороннем порядке. Узнаете, как снизить риск неполучения ожидаемого экономического эффекта от применения такого стимулирования. Разбираем судебную практику на примерах споров по договорам поставки. Затрагиваем и вопросы, связанные с выплатой бонусов по договорам подряда и возмездного оказания услуг. Узнаете о рисках и подводных камнях. А из анализа приведенных нами судебных актов сможете позаимствовать удачные формулировки для своих договоров.