Top.Mail.Ru

Какие аргументы помогут в суде для снятия требования неустойки в полном объеме

Со взысканием неустойки может столкнуться каждая организация, причем как в качестве кредитора-взыскателя, так и должника. Последнее особенно неприятно, когда требования о неустойке необоснованны и несоразмерны допущенному нарушению. Однако закон и судебная практика содержат механизмы защиты против злоупотреблений подобными требованиями, и об этом стоит знать не только должникам, но и кредиторам. Поговорим о двух основных аргументах, которые можно привести против требований кредитора по неустойке, – ​когда для ее выплаты нет оснований и когда ее размер несоразмерен допущенному нарушению, вследствие чего кредитор может получить необоснованную выгоду. В этом номере приведем аргументы, которые убеждали суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Неустойка – способ мотивировать должника

Договорные отношения строятся на основе взаимных прав и обязанностей, каждая сторона договора выступает одновременно и как кредитор (вправе требовать), и как должник (обязана выполнить). Потому успех в исполнении договора зависит от всех участников договора, их добросовестности и желания исполнить обязательства по договору. Не случайно в ГК РФ закреплено правило о необходимости исполнять обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона или обычая. А односторонний отказ от исполнения или одностороннее изменение условий обязательства не допускается. Исключение – случаи, предусмотренные законом (абз. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ).

Однако соблазн нарушить обязательства бывает порой труднопреодолим. Задержка выплаты арендной платы или оплаты товара позволит использовать эти денежные средства для иных целей – развития бизнеса, выплаты дивидендов учредителям, оплаты «более важной» сделки и т.п. Потому законодатель и предусмотрел систему специальных способов обеспечения исполнения обязательств.

К ним относится и неустойка – определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 329, 330 ГК РФ).

Напомним, различают две формы неустойки:

  • в твердой денежной форме – штраф и
  • в виде периодически начисляемого платежа – пени (п. 1 ст. 330 ГК РФ, п. 60 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», далее – Постановление Пленума ВС РФ № 7).

Неустойка, как и иные способы обеспечения обязательств, прежде всего, мера побудительного (мотивирующего) характера. Ее основная задача – мотивировать (побудить) должника исполнить обязательства по договору надлежащим образом (добросовестно и своевременно) под страхом финансовых санкций – уплаты неустойки. В судебной практике нередко встречается формулировка, что неустойка может являться одним из мотивов установления договорных правоотношений между контрагентами (см. постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 № 15АП-1601/2019 по делу № А32-41361/2017, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 № 20АП-5953/2019 по делу № А54-2239/2019).

Потому выплата неустойки законом не привязывается к наличию убытков и негативных последствий у кредитора. Даже если вследствие просрочки исполнения не случилось плохого, кредитор по смыслу ст. 330 ГК РФ не обязан доказывать причинение убытков и вправе требовать выплаты...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какой размер неустойки будет применяться в случае предъявления претензии к качеству услуг?

Какой размер неустойки будет применяться в случае предъявления претензии к качеству услуг, если в договоре оказания услуг не указан размер договорной неустойки, а лишь указано, что для целей расчета неустойки применяется цена услуг в том размере, в котором такая цена оплачена или подлежит оплате с учетом НДС? Законная неустойка для допущенного исполнителем нарушения не установлена.

Можно ли при возврате предварительной оплаты взыскать договорную неустойку и проценты по ст. 395 ГК РФ?

Договором поставки предусмотрена предварительная оплата. Также установлена неустойка за просрочку поставки товара в размере 2% за каждый день просрочки. Поставщик просрочил поставку на 2 месяца. Можно ли при заявлении покупателем требования о возврате предварительной оплаты с учетом п. 4 ст. 487 ГК РФ взыскать договорную неустойку за 2 месяца просрочки и проценты по ст. 395 ГК РФ с момента заявления требования о возврате предоплаты до момента ее возврата?

Претензионный порядок урегулирования спора

До обращения в суд стороны должны попытаться разрешить разногласия путем переговоров. Рассказываем про обязательный претензионный порядок, который должен предшествовать обращению в суд. Даем рекомендации, как лучше его прописать в договоре. Разъясняем, когда его соблюдение обязательно, а когда к нему можно не прибегать. Поясняем, в каком виде возможно урегулирование спора (письмо с претензией, переговоры с участием посредников и пр.). Что необходимо включить в письмо-претензию. Как подтвердить соблюдение претензионного порядка.

Как взыскать неустойку с застройщика. Пошаговая инструкция

В условиях перманентного экономического кризиса застройщики все чаще нарушают сроки строительства объектов. С одной стороны, дольщик может войти в трудное положение застройщика и закрыть глаза на небольшую просрочку сдачи объекта. С другой стороны, наиболее пострадавшая сторона – ​это все-таки дольщик, который вложил свои (а чаще – ​заемные) средства и, очевидно, рассчитывал получить недвижимость к строго определенному времени. Смиряться с таким положением дел дольщикам не стоит, поэтому читайте, как получить от застройщика компенсацию за просрочку сдачи объекта. В вашем распоряжении будут также образцы претензии к застройщику и иска к нему о взыскании неустойки, заявлений: о выдаче исполнительного листа и о его предъявлении для взыскания, о возбуждении исполнительного производства, т. е. все, что нужно для успешного взыскания с застройщика неустойки.

Какие аргументы помогут в суде для уменьшения неустойки

В первой части статьи мы рассмотрели аргументы, которые позволят убедить суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки. Однако не всегда это возможно, и тогда остается лишь шанс на уменьшение ее размера. Проанализируем судебную практику, отметив, какие условия должны быть соблюдены, чтобы должник мог требовать снижения размера неустойки. Расскажем, что необходимо включить в ходатайство об уменьшении неустойки, что в принципе может сыграть на руку должнику, обращающемуся к суду с просьбой снизить неустойку. А также поделимся информацией, какие обстоятельства суд не убедят. В статье приведена судебная практика как в пользу должников, так и кредиторов, поэтому полезна всем участникам гражданских правоотношений.

Претензионный порядок урегулирования спора

До обращения в суд стороны должны попытаться разрешить разногласия путем переговоров. Рассказываем про обязательный претензионный порядок, который должен предшествовать обращению в суд. Даем рекомендации, как лучше его прописать в договоре. Разъясняем, когда его соблюдение обязательно, а когда к нему можно не прибегать. Поясняем, в каком виде возможно урегулирование спора (письмо с претензией, переговоры с участием посредников и пр.). Что необходимо включить в письмо-претензию. Как подтвердить соблюдение претензионного порядка.

Если поставка товара приходится на нерабочий выходной день

В договоре поставки прописан срок передачи товара – ​до 05.04.2020. Данная дата приходится на нерабочий выходной день (воскресенье), и 04.04.2020 тоже нерабочий выходной день (суббота). Какой датой будет считаться последний день поставки и с какой даты будет рассчитываться неустойка за просрочку поставки товара?

Если сроки доставки нарушены

Своевременная доставка товаров – ​залог успешного бизнеса, но нередко транспортные компании допускают просрочки, и возникает спор о взыскании неустойки. Особенно неприятны неожиданные срывы, когда перевозчик ссылается на непредвиденные обстоятельства (форс-мажор). Хотя встречается и «перевод стрелок» на получателя груза. В одних случаях это обосновано, а в других – ​не что иное, как попытка переложить бремя ответственности на невиновного. Анализируем споры с перевозчиками: при каких условиях суды взыскивают неустойку, компенсацию ущерба с перевозчика; когда равнодушны к ссылкам на форс-мажор; на что обращают внимание, если поставщик обвиняет получателя. Делаем выводы, которые могут помочь и в текущей ситуации. А также даем образец формулировки для договора с оговоркой о международных санкциях как форс-мажоре.