Top.Mail.Ru

Контрагент некачественно выполнил часть обязательств. После претензии недостатки были устранены. Можно ли потребовать с контрагента уплаты штрафа

Вопрос
Контрагент некачественно выполнил часть обязательств (мойка окон). В этой части исполнение не принято, исполнителю направлена претензия, после чего недостатки были исправлены (окна вымыты надлежащим образом, но по истечении срока, предусмотренного контрактом). Есть ли основания требовать от исполнителя уплаты штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения?
Отвечает

Оснований требовать от контрагента уплаты упомянутого в вопросе штрафа нет. Заказчик обязан направить контрагенту требование об уплате пени за период просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (исходя из стоимости тех услуг, которые были оказаны позднее установленного контрактом срока).

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и контрагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом1. В случае просрочки исполнения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустойки2. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства3, тогда как штрафы – ​за нарушения, не связанные с просрочкой исполнения4. Размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с Правилами5, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Согласно п. 2 Правил размер штрафа, начисляемого контрагенту, устанавливается контрактом в соответствии с п. 3–8 Правил, за исключением случая, предусмотренного п. 13 Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта. В частности, п. 6 Правил предусматривает порядок определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. В правоприменительной практике под таковыми понимаются нарушения условий контракта, для которых невозможно определить стоимостную оценку. Это могут быть, например:

  • непредставление контрагентом заказчику предусмотренных контрактом документов, информации, уведомлений (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 № 09АП-33351/20 по делу № А40-55527/2020, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 № 18АП-8097/20 по делу № А76-32300/2019);
  • нахождение работника контрагента в состоянии алкогольного опьянения (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 № 20АП-2480/20 по делу № А68-13333/2019) и т. п.

В рассматриваемой же ситуации контрагент ненадлежащим образом выполнил часть предусмотренных контрактом обязательств. Таким образом, стоимость соответствующего объема услуг (работ) может быть определена исходя из условий контракта, в связи с чем указанное нарушение не может рассматриваться как не имеющее стоимостного выражения. Более того, после предъявления заказчиком претензии контрагент выполнил ненадлежащим образом выполненные ранее работы (оказанные услуги). Поэтому единственным допущенным нарушением остается просрочка исполнения (в соответствующей части). Согласно приведенным выше положениям за подобное нарушение к контрагенту применяется ответственность в виде пени. Оснований требовать от контрагента уплаты штрафа в описанной ситуации нет. Такие основания могли бы возникнуть в том случае, если бы контракт был расторгнут по инициативе заказчика в связи с его ненадлежащим исполнением.

Сноски 5

  1. Часть 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Вернуться назад
  2. Часть 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Вернуться назад
  3. Часть 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Вернуться назад
  4. Часть 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Вернуться назад
  5. Здесь и далее имеются в виду Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Три ошибки, которые приводят компанию и директора к убыткам

Во многих компаниях годами повторяются одни и те же организационные ошибки, которые в итоге способны привести к убыткам и даже банкротству. А с руководителя организации за это, как с ответственного лица, могут по суду взыскать причиненный ущерб; он также рискует быть привлеченным к субсидиарной ответственности по долгам компании. Мы проанализировали наиболее распространенные ситуации и комментируем 3 ошибки, которые на деле приводят к проблемам для фирмы и/или директора. Зная их «в лицо», сможете от них избавиться, снизить риски убытков и улучшить работу компании. А наш разбор судебной практики подскажет правильный вариант действий и поможет отстоять свои интересы. Среди прочего узнаете, как на гендира могут «повесить» убытки, связанные с бездействием в части взыскания просроченной дебиторской задолженности, или предъявить ему претензии по поводу отсутствия документального подтверждения направленности расходов на цели, связанные с деятельностью компании.

Законен ли отказ заказчика от договора до начала оказания услуг?

Заключен договор об оказании услуг. Заказчик со ссылкой на ст. 715 ГК РФ отказался от договора еще до начала оказания услуг. Каких-либо действий, предшествующих началу оказания услуг, договор не предусматривает. Правомерны ли действия заказчика?

Две роковые ошибки перевозчика

При перевозке грузов нередко возникают конфликты, виновниками которых становятся сами перевозчики. Рассказываем про две причины, которые позволяют отправителям (получателям) успешно взыскивать с перевозчиков понесенные убытки. Это переадресация доставки без согласования с клиентом и отсутствие должного контроля за погрузкой товара. Знать о них полезно любой стороне договора. Приведенные нами примеры рассмотрения споров из арбитражной практики помогут на чужих ошибках научиться грамотным действиям. Также даем образец формулировки в договор о каналах связи для сторон на случай возникновения необходимости оперативного решения вопросов, связанных с доставкой / перевозкой груза.

Нужно ли дожидаться решения поставщика по акту о несоответствии продукции перед выставлением претензии?

Обязан ли покупатель дожидаться положительного решения поставщика на акт о несоответствии продукции, чтобы выставить претензию? По договору предусмотрено применение Инструкций П-6, П-7.

Законен ли отказ заказчика от договора до начала оказания услуг?

Заключен договор об оказании услуг. Заказчик со ссылкой на ст. 715 ГК РФ отказался от договора еще до начала оказания услуг. Каких-либо действий, предшествующих началу оказания услуг, договор не предусматривает. Правомерны ли действия заказчика?

Три ошибки, которые приводят компанию и директора к убыткам

Во многих компаниях годами повторяются одни и те же организационные ошибки, которые в итоге способны привести к убыткам и даже банкротству. А с руководителя организации за это, как с ответственного лица, могут по суду взыскать причиненный ущерб; он также рискует быть привлеченным к субсидиарной ответственности по долгам компании. Мы проанализировали наиболее распространенные ситуации и комментируем 3 ошибки, которые на деле приводят к проблемам для фирмы и/или директора. Зная их «в лицо», сможете от них избавиться, снизить риски убытков и улучшить работу компании. А наш разбор судебной практики подскажет правильный вариант действий и поможет отстоять свои интересы. Среди прочего узнаете, как на гендира могут «повесить» убытки, связанные с бездействием в части взыскания просроченной дебиторской задолженности, или предъявить ему претензии по поводу отсутствия документального подтверждения направленности расходов на цели, связанные с деятельностью компании.

Заказчик не подписал КС-2 и КС-3: как доказать выполнение работ

Акт о приемке выполнения работ по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 являются одними из самых важных документов при работе по договору строительного подряда. На основании документов по этим формам заказчики принимают работы, подрядчики подтверждают объем выполненных работ, стороны производят расчеты друг с другом. Иногда возникают ситуации, когда подрядчик работал на объекте, все работы выполнил, а заказчик отказывается подписывать документы по формам № КС-2 и № КС-3. И еще взыскивает якобы неотработанный аванс с подрядчика в полном размере. Рассказываем подрядчикам, как доказать, что работы на объекте выполнены и, более того, выполнены вами. Приводим примеры из судебной практики, на которые можно опереться в случае спора.

Две роковые ошибки перевозчика

При перевозке грузов нередко возникают конфликты, виновниками которых становятся сами перевозчики. Рассказываем про две причины, которые позволяют отправителям (получателям) успешно взыскивать с перевозчиков понесенные убытки. Это переадресация доставки без согласования с клиентом и отсутствие должного контроля за погрузкой товара. Знать о них полезно любой стороне договора. Приведенные нами примеры рассмотрения споров из арбитражной практики помогут на чужих ошибках научиться грамотным действиям. Также даем образец формулировки в договор о каналах связи для сторон на случай возникновения необходимости оперативного решения вопросов, связанных с доставкой / перевозкой груза.