Top.Mail.Ru

Контрагент некачественно выполнил часть обязательств. После претензии недостатки были устранены. Можно ли потребовать с контрагента уплаты штрафа

Вопрос
Контрагент некачественно выполнил часть обязательств (мойка окон). В этой части исполнение не принято, исполнителю направлена претензия, после чего недостатки были исправлены (окна вымыты надлежащим образом, но по истечении срока, предусмотренного контрактом). Есть ли основания требовать от исполнителя уплаты штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения?
Отвечает

Оснований требовать от контрагента уплаты упомянутого в вопросе штрафа нет. Заказчик обязан направить контрагенту требование об уплате пени за период просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (исходя из стоимости тех услуг, которые были оказаны позднее установленного контрактом срока).

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и контрагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом1. В случае просрочки исполнения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустойки2. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства3, тогда как штрафы – ​за нарушения, не связанные с просрочкой исполнения4. Размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с Правилами5, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Согласно п. 2 Правил размер штрафа, начисляемого контрагенту, устанавливается контрактом в соответствии с п. 3–8 Правил, за исключением случая, предусмотренного п. 13 Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта. В частности, п. 6 Правил предусматривает порядок определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. В правоприменительной практике под таковыми понимаются нарушения условий контракта, для которых невозможно определить стоимостную оценку. Это могут быть, например:

  • непредставление контрагентом заказчику предусмотренных контрактом документов, информации, уведомлений (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 № 09АП-33351/20 по делу № А40-55527/2020, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 № 18АП-8097/20 по делу № А76-32300/2019);
  • нахождение работника контрагента в состоянии алкогольного опьянения (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 № 20АП-2480/20 по делу № А68-13333/2019) и т. п.

В рассматриваемой же ситуации контрагент ненадлежащим образом выполнил часть предусмотренных контрактом обязательств. Таким образом, стоимость соответствующего объема услуг (работ) может быть определена исходя из условий контракта, в связи с чем указанное нарушение не может рассматриваться как не имеющее стоимостного выражения. Более того, после предъявления заказчиком претензии контрагент выполнил ненадлежащим образом выполненные ранее работы (оказанные услуги). Поэтому единственным допущенным нарушением остается просрочка исполнения (в соответствующей части). Согласно приведенным выше положениям за подобное нарушение к контрагенту применяется ответственность в виде пени. Оснований требовать от контрагента уплаты штрафа в описанной ситуации нет. Такие основания могли бы возникнуть в том случае, если бы контракт был расторгнут по инициативе заказчика в связи с его ненадлежащим исполнением.

Сноски 5

  1. Часть 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Вернуться назад
  2. Часть 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Вернуться назад
  3. Часть 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Вернуться назад
  4. Часть 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Вернуться назад
  5. Здесь и далее имеются в виду Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Составляем и отвечаем на письмо-претензию

В практике любой организации рано или поздно приходится составлять претензионные письма, причем большинство из них могут в дальнейшем выступить доказательствами по спорам с контрагентами. Поэтому очень важно не только юридически правильно составить письмо, но и избежать речевой агрессии при описании проблемы. Разбираем, какие нарушения правил делового общения лучше исключить, даем рекомендации, как вести претензионную переписку с пользой для своей компании. Предлагаем отдельные формулировки и образцы целых писем-претензий и ответов на них.

Какой размер неустойки будет применяться в случае предъявления претензии к качеству услуг?

Какой размер неустойки будет применяться в случае предъявления претензии к качеству услуг, если в договоре оказания услуг не указан размер договорной неустойки, а лишь указано, что для целей расчета неустойки применяется цена услуг в том размере, в котором такая цена оплачена или подлежит оплате с учетом НДС? Законная неустойка для допущенного исполнителем нарушения не установлена.

Три ошибки, которые приводят компанию и директора к убыткам

Во многих компаниях годами повторяются одни и те же организационные ошибки, которые в итоге способны привести к убыткам и даже банкротству. А с руководителя организации за это, как с ответственного лица, могут по суду взыскать причиненный ущерб; он также рискует быть привлеченным к субсидиарной ответственности по долгам компании. Мы проанализировали наиболее распространенные ситуации и комментируем 3 ошибки, которые на деле приводят к проблемам для фирмы и/или директора. Зная их «в лицо», сможете от них избавиться, снизить риски убытков и улучшить работу компании. А наш разбор судебной практики подскажет правильный вариант действий и поможет отстоять свои интересы. Среди прочего узнаете, как на гендира могут «повесить» убытки, связанные с бездействием в части взыскания просроченной дебиторской задолженности, или предъявить ему претензии по поводу отсутствия документального подтверждения направленности расходов на цели, связанные с деятельностью компании.

Составляем и отвечаем на письмо-претензию

В практике любой организации рано или поздно приходится составлять претензионные письма, причем большинство из них могут в дальнейшем выступить доказательствами по спорам с контрагентами. Поэтому очень важно не только юридически правильно составить письмо, но и избежать речевой агрессии при описании проблемы. Разбираем, какие нарушения правил делового общения лучше исключить, даем рекомендации, как вести претензионную переписку с пользой для своей компании. Предлагаем отдельные формулировки и образцы целых писем-претензий и ответов на них.

Заказчик не подписал КС-2 и КС-3: как доказать выполнение работ

Акт о приемке выполнения работ по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 являются одними из самых важных документов при работе по договору строительного подряда. На основании документов по этим формам заказчики принимают работы, подрядчики подтверждают объем выполненных работ, стороны производят расчеты друг с другом. Иногда возникают ситуации, когда подрядчик работал на объекте, все работы выполнил, а заказчик отказывается подписывать документы по формам № КС-2 и № КС-3. И еще взыскивает якобы неотработанный аванс с подрядчика в полном размере. Рассказываем подрядчикам, как доказать, что работы на объекте выполнены и, более того, выполнены вами. Приводим примеры из судебной практики, на которые можно опереться в случае спора.

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Перевозчик сорвал перевозку груза. Что можно с него взыскать кроме штрафа

Перевозка автомобильным транспортом осуществлялась по заявке грузоотправителя. Перевозчик не подал транспортное средство, в результате чего перевозка не состоялась. Возможно ли взыскать с перевозчика дополнительные расходы (кроме штрафа, предусмотренного договором) за несовершенную перевозку груза (упущенная выгода, остановка деятельности предприятия и т. д.)?