Общие правила исчисления сроков исполнения в управлении и делопроизводстве сейчас применяются по умолчанию как обычай делового оборота. Но сложились они благодаря Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974) и Государственной системе документационного обеспечения управления (М., 1991), на основании требований которых в инструкциях по делопроизводству всех организаций должны были быть отражены следующие правила:
-
Сроки исполнения документов исчисляются в календарных днях, если в действующем законодательстве и нормативных правовых актах специально не оговариваются особенности их исчисления (рабочие дни, время и т.п.). Например:
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает сроки рассмотрения обращений в днях, что по умолчанию подразумевает их исчисление в календарных днях;
- а Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840) специально устанавливают сроки регистрации запроса, получения результата или его обжалования при оказании государственной или муниципальной услуги в рабочих днях;
- в большинстве субъектов Российской Федерации сроки первичного рассмотрения и модерации электронных запросов и обращений граждан на порталы электронных услуг соответствующих органов исчисляются в часах (24 часа или 12 часов с момента поступления), а срок исполнения – в рабочих днях, что в государственных органах и органах местного самоуправления устанавливается специальными административными регламентами.
-
Если установленный срок исполнения приходится на выходной или праздничный день, то датой реального исполнения должен быть последний рабочий день, предшествующий выходному или праздничному дню. То есть при установленном сроке исполнения 30.05.2021 (воскресенье) сроком реального исполнения должно быть 28.05.2021 (пятница, последний рабочий день недели).
- Установленный в документе срок исполнения «до 28.05.2021» означает, что именно в этот рабочий день сотрудник-исполнитель обязан предъявить конкретный результат своей работы по документу в течение рабочего дня (его продолжительность устанавливают правила внутреннего трудового распорядка, например с 9.00 до 18.00). Но лучше не тянуть до последнего дня, а сделать это раньше – как только дело сделано, поручение выполнено, мероприятие проведено, ответ отправлен и т.п.
- Сроки исполнения документов исчисляются в календарных днях с даты получения и регистрации поступившего документа, даты подписания, даты резолюции или поручения, утверждения или вступления в силу соответствующего документа. Именно поэтому необходимо обеспечить передачу документа на исполнение в день его получения, регистрации и проставления резолюции руководителем. То есть дата в отметке о получении, дата в регистрационном штампе и дата резолюции должны быть, как правило, одной и той же датой, которая подтверждает обработку и рассмотрение документа «день в день» и включается в общий срок исполнения документа. Период согласования проекта документа в процессе исполнения и подготовки ответа также включается в общий срок исполнения.
-
Сроки исполнения могут быть индивидуальными и типовыми. Индивидуальные сроки исполнения указываются в самом документе или в резолюции руководителя, а типовые сроки исполнения закрепляются действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
В каждой организации должен быть разработан перечень документов, подлежащих контролю исполнения, с указанием сроков их исполнения. Данный классификатор обычно сопрягается с основным классификационным справочником организации – классификатором направлений / вопросов / участков деятельности, который обеспечивает рациональную организацию и автоматизацию операций регистрации и предварительного рассмотрения документов, направления их на исполнение, исполнение и даже правильное формирование дел на рабочих местах сотрудников-исполнителей.
Современные лучшие практики рекомендуют также на основе анализа контрольных процедур и реальной исполнительской дисциплины утверждать сроки исполнения, которые будут обязательными для данной организации, причем более короткими, чем типовые сроки, установленные законодательством и нормативными правовыми актами.
Перечисленные правила исчисления сроков исполнения обычно закрепляются в инструкции по делопроизводству организации или в специально разрабатываемых положении о системе контроля и регламентах контрольной работы, которые обязательны для соблюдения всеми сотрудниками организации.
Что же касается формулировок поручения, то хотим напомнить, что они не должны читаться буквально, т. к. представляют собой формализованные стандартные речевые формулы, характерные для делового стиля русского литературного языка. Периоды времени (временные границы) в речевых формулах, устанавливающих сроки исполнения, выражаются с использованием предлога «к», а с предлогом «до» преимущественно обозначаются границы расстояний. Поэтому формулировку поручительского пункта лучше оформить с установлением временной границы так, как это показано в Примере 1. А еще лучше будет избавиться от предлога и добавить, кому необходимо представить отчет (см. Пример 2).
Еще обратите внимание, что при оформлении даты цифровым способом сокращение «г.» в конце не ставят: правильно «28.05.2021», и неправильно «28.05.2021 г.».
«Начальнику отдела кадров Завальской М.Н. представить отчет <какой? указать полное наименование разновидности отчета> к 28.05.2021».
«Начальнику отдела кадров Завальской М.Н. представить отчет <какой? указать полное наименование отчета> <факультативно: кому? в какое подразделение?>. Срок: 28.05.2021».