Top.Mail.Ru
Одна из будничных обязанностей кадровика – ​ознакомление работников с кадровыми документами. В частности, с приказами. Особенно доставляет хлопот, когда работника нет здесь и сейчас или он отказывается даже смотреть в сторону приказа. Ситуация осложняется тем, что в ТК РФ упоминаются только некоторые виды приказов (и распоряжений). А правила доведения их до сведения работника предусмотрены и вовсе в двух случаях. Как быть кадровику? Когда и при каких условиях можно оставить документ без ознакомительной подписи? Возможно ли вовсе отказаться от ознакомления работников с некоторыми видами приказов? Читайте, как правильно знакомить работников с приказами на бумаге и когда этим можно пренебречь. Пользуйтесь выверенными образцами записей на различных приказах об обстоятельствах невозможности ознакомить с документами работников под подпись, а также акта об отказе об ознакомлении.

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (увольнении)

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (увольнении), пожалуй, самый уважаемый вид приказа. Работодатель обязан его издавать во всех случаях прекращения трудовых отношений (ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ). Приказ об увольнении всегда имеет привычную бумажную форму: в отношении этого приказа не действует общая возможность ведения электронного документооборота (ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ), а если цифровой формат используется для общения с дистанционным работником, то ему необходимо направить заверенную копию приказа (ч. 3 ст. 312.8 ТК РФ).

Теперь подробнее остановимся на правилах ознакомления работников с данным приказом.

Фрагмент документа

Часть 2 ст. 84.1 ТК РФ

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись… В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Как видим, работодатель должен иметь подтверждение ознакомления с приказом о прекращении трудового договора в виде «живой» (собственноручной) подписи работника (либо электронной, если увольняется дистанционный работник и ознакомление осуществляется в форме электронного документа).

И только если получить заветную подпись невозможно по объективным причинам, на приказе необходимо сделать соответствующую запись. Одна из таких причин прямо названа в законе: работник отказывается оставить автограф. Также работодатель не может ознакомить с приказом увольняемого работника, если он отсутствует на работе. Особый случай – когда приказ о прекращении трудовых отношений издается в связи со смертью работника. В последнем случае из содержания приказа вполне понятно, почему отсутствует подпись сотрудника. Но несмотря на всю абсурдность ситуации, запись о невозможности ознакомления тоже придется сделать, ведь исключений в ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ не установлено.

А вот вариант, когда работодатель просто забыл ознакомить работника с приказом об увольнении, законом не предусмотрен. Также не будет оправданием, если приказ и другие документы, предназначенные для увольняемого работника, находятся в головном офисе, а работник трудится на другом конце города или вовсе в другой местности. Здесь работодатель должен либо обеспечить явку работника в центральный офис в установленный срок, либо своевременно передать документы к рабочему месту увольняемого сотрудника.

Как может выглядеть «соответствующая запись»? Формально будет достаточно просто переписать подходящую формулировку из ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ:

  • «Приказ о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника» или
  • «Работник отказался ознакомиться с приказом о прекращении трудового договора под подпись».

На практике, чтобы не возникало лишних вопросов или сомнений, в записи указывают конкретные причины, помешавшие ознакомить с приказом:

  • «Приказ невозможно довести до сведения работника в связи с его...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какие отметки ставятся на приказах с грифом «ДСП»

Разбираем, какие организации могут использовать гриф «ДСП» на своих документах, какие нормативные акты следует изучить, если компания помечает документ таким грифом; сколько подлинников документа под грифом «ДСП» можно издавать, как делать копии и указывать их количество; где именно на приказе проставляется отметка и что именно надо писать.

Порядок ознакомления с приказами

Когда и кого из работников надо знакомить с приказами по основной деятельности? Можно ли вместо проставления подписи разослать копию приказа? Будет ли этого достаточно, чтобы доказать, что сотрудник в курсе порученного? Зачем устанавливать срок ознакомления с приказами? Нужно ли прописывать в ЛНА обязанность работника знакомиться с приказами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Документы-основания в приказе

Выясняем, как оформлять в приказе документы-основания. Рассматриваем два варианта: когда приказ издан во исполнение другого документа (нормативного правового акта, ЛНА и пр.), а также когда документы-основания подтверждают обоснованность принятых в приказе решений. Показываем, как это делается в уже необязательных унифицированных формах приказов по личному составу, а также в приказах, составленных в свободной форме.

Может ли работник у второго работодателя подписывать документы электронной подписью, выданной по основному месту работы?

Работник, трудящийся дистанционно по совместительству на 0,5 ставки, имеет квалифицированную электронную цифровую подпись от основной организации (в сертификате указана данная организация). Может ли работник у второго работодателя подписывать документы электронной подписью, выданной по основному месту работы? Имеет ли работник право переслать ее для работы в Единой информационной системе в сфере закупок другому работодателю?

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Вводим электронный кадровый документооборот

С конца прошлого года работодатели могут полноценно переходить на электронный кадровый документооборот (ЭКДО / КЭДО) с работниками без необходимости дублирования документов на бумаге. Ранее мы давали алгоритм внедрения электронного документооборота на цифровой платформе «Работа в России» (№ 2’ 2022). Теперь же покажем образцы обязательных для оформления документов в случае использования собственной информационной системы. Расскажем, как создать рабочую группу и разработать план перехода на КЭДО, что включить в обязательные ЛНА и соглашение об использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи.

Как перейти на электронные кадровые документы

Кадровые документы теперь можно создавать, подписывать, использовать и хранить в электронном виде. Бумажные экземпляры при этом не нужны. В список исключений попали только несколько документов. Кадровый эксперимент, длившийся в России больше года, завершился 15 ноября. Уже на следующий день Госдума РФ приняла закон с поправками в ТК РФ. Меньше чем за неделю он получил одобрение Совета Федерации РФ и подпись Президента РФ. Основная масса поправок вступила в силу в день опубликования – ​22.11.2021. Теперь участники эксперимента и любые другие организации могут полноценно вести кадровый электронный документооборот (КЭДО). Как начать обмениваться с работниками кадровыми документами в электронном виде и соблюдать требования закона, разбирает Юлия Попова, руководитель направления кадрового ЭДО в .

Электронный документооборот в кадровых вопросах

Ознакомление с некоторыми кадровыми документами в электронном виде с использованием «бесплатной» простой электронной подписи уже допускает практика применения трудового законодательства, но это необходимо дополнительно легитимизировать. Благодаря этому мы получим существенное уменьшение бумажного документооборота и личных контактов сотрудников (что немаловажно в период пандемии и после нее). Автор делится опытом своей компании: какие документы можно перевести на эту технологию и как это регламентировать.