Кадровый документ, вызывающий на практике больше всего вопросов при его составлении и самое значительное число споров после издания, – это, конечно же, приказ об увольнении. Инспекторы ГИТ особенно любят проверять наличие и правильность оформления таких приказов, а работодатели слишком часто допускают ошибки в них, которые приводят к проигрышам в судах и/или привлечению к административной ответственности. Расскажем все самое важное про текст приказа об увольнении, в том числе какие требования предъявляет закон, что можно взять на вооружение из судебной практики. В первой части статьи подробно исследуем следующие реквизиты: наименование организации и документа, номер и дата, а также сведения о факте прекращения трудового договора и последнем рабочем дне.
Начало статьи. Окончание в № 10 / 2019
Начало статьи. Окончание в № 10 / 2019

Зачем оформлять приказ

Приказ об увольнении относится к кадровым документам, издание которых обязательно. Без него невозможно грамотно провести процедуру увольнения работника независимо от основания прекращения трудового договора. Согласно ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется именно приказом (распоряжением) работодателя, на основании приказа же и в соответствии с его содержанием вносятся записи в трудовую книжку 1.

Потому работодатель не вправе отказаться издавать (оформлять) приказ об увольнении, даже когда сам не желает прекращения трудового договора, например, при увольнении работника по собственному желанию. Если работодатель забудет издать приказ, то его могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (см., например, решение Оренбургского областного суда от 30.05.2018 по делу № 21-216/2018).

Таким образом, оформление приказа об увольнении – не простая формальность. В его отсутствие и работнику, и работодателю в случае возникновения трудового спора будет трудно доказать факт увольнения, если отсутствуют иные доказательства.

Судебная практика

Суд отказал в удовлетворении требования о восстановлении на работе, поскольку в установленном законом порядке трудовые отношения по указанной должности с истцом не прекращены, с соответствующим заявлением на имя работодателя истец не обращалась, приказ об увольнении не издавался (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.04.2019 по делу № 33-5828/2019).

В другом деле работодатель утверждал, что работник был уволен и не исполнял трудовые обязанности, но суд все равно взыскал задолженность по заработной плате за спорный период, т.к. приказ об увольнении не издавался, прекращение трудового договора не оформлено в установленном законом порядке, т.е. отсутствуют доказательства увольнения (апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 12.01.2017 по делу № 33-363/2017).

Обратите внимание: в ряде случаев записи в трудовую книжку могут вноситься не на основании приказа об увольнении, а другого документа. Например, при увольнении директора общества с ограниченной ответственностью единственным участником данного общества основанием для внесения записи в трудовую книжку может быть и решение такого участника, а не приказ об увольнении.

Какую форму нужно использовать для приказа об увольнении?

Как видите, важно правильно и своевременно оформить приказ о прекращении трудового договора. Однако, несмотря на обязательность приказа, в ТК РФ:

  • нет требований к его содержанию и оформлению;
  • не указано, какие именно реквизиты обязательны для приказа и как их заполнять, приведены лишь основные требования, связанные с соблюдением процедуры увольнения. Например, что работника надо обязательно ознакомить с изданным приказом под подпись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Между тем это вовсе не означает, что работодатель может каждый раз произвольно определять содержание и форму приказа. Приказ об увольнении относится к первичным учетным документам. В нем отражается определенный факт хозяйственной жизни с соответствующими правовыми последствиями (прекращение трудовых отношений, выплата компенсации за неиспользованный отпуск и т.п.), поэтому к нему применимы общие положения о первичных учетных документах 2 (письмо Роструда от 09.01.2013 № 2-ТЗ). Использовать можно только определенную форму приказа, которая утверждается руководителем организации-работодателя (или ИП самостоятельно), если законом прямо не установлено применение специальной формы для конкретных работодателей. Подробнее о том, как это делается, скажем ниже.

Так, можно применять:

  • унифицированную форму приказа об увольнении (форма № Т-8 или № Т-8а для случаев увольнения нескольких работников одновременно). Унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Бюджетные организации (госсектор) должны составлять кадровые документы по унифицированной форме (ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете). Негосударственные также вправе ими руководствоваться. Для этого применение унифицированных форм закрепляется приказом руководителя организации. Преимущество унифицированной формы заключается в том, что в ней есть все необходимые реквизиты и сложнее ошибиться при оформлении приказа, к тому же ее заполнение вряд ли вызовет нарекания со стороны контролирующих органов (на практике иногда встречаются придирки инспекторов ГИТ, если используется не утвержденная Госкомстатом форма);
  • самостоятельно разработанную форму приказа. Негосударственные организации сами выбирают: взять за основу унифицированную форму приказа или разработать форму документа самостоятельно (письма Роструда от 09.01.2013 № 2-ТЗ, от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1; ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете). При этом форма приказа должна содержать все обязательные реквизиты для первичного учетного документа, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Приведем их с учетом специфики кадрового документа и назначения приказа об увольнении (Таблица).
Таблица. Обязательные реквизиты приказа об увольнении

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Топ-4 ошибок в приказе о приеме на работу, которые могут привести к спору

Приказ о приеме на работу является важным кадровым документом, поскольку в нем отражаются основные условия трудоустройства. Его значимость подтверждается и тем, что неоформление или некорректное оформление документа довольно часто приводит к возникновению споров с работниками и контролирующими органами. Рассмотрим некоторые из таких ошибок подробнее, дав советы, которые помогут вам избежать проблем.

Особенности трудовых отношений с пенсионерами

Законодательство не требует от работодателя участвовать в оформлении пенсий работников. Как правило, они самостоятельно занимаются этим вопросом, однако могут попросить помочь с оформлением. Изучим, что может сделать работодатель в такой ситуации; узнаем, когда с пенсионерами разрешено заключать срочные трудовые договоры и можно ли уволить или перевести на срочный договор действующего работника, который вышел на пенсию. Проанализируем особенности рабочего времени и времени отдыха пенсионеров, а также увольнения по собственному желанию и сокращению.

Приказ, распоряжение и поручение: что выбрать

Чем приказ отличается от распоряжения? Когда поручение заменяет распоряжение и когда его нельзя использовать? Какие реквизиты следует проставлять на рассматриваемых документах? Когда нужно использовать бланк? На эти и другие вопросы ответы ищите в статье нашего эксперта.

Что делать в случае смерти работника

Работник не вышел на работу, и через несколько дней его родственник сообщил работодателю, что тот скончался. Однако с его смертью обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен уволить сотрудника, оформив все необходимые документы, а также выплатить родственникам не полученную ко дню смерти работника заработную плату, пособия, осуществить иные необходимые выплаты. Давайте рассмотрим пошагово, что ­делать работодателю, если к нему обратились родственники сотрудника с подобным известием.

Что делать в случае смерти работника

Работник не вышел на работу, и через несколько дней его родственник сообщил работодателю, что тот скончался. Однако с его смертью обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен уволить сотрудника, оформив все необходимые документы, а также выплатить родственникам не полученную ко дню смерти работника заработную плату, пособия, осуществить иные необходимые выплаты. Давайте рассмотрим пошагово, что ­делать работодателю, если к нему обратились родственники сотрудника с подобным известием.

Унифицированные формы: как поменять или оставить

Вот уже два года формы первичных учетных документов, в том числе и по кад­ровому учету, работодатель разрабатывает самостоятельно. Однако запрета на использование унифицированных форм нет, поэтому их по-прежнему можно применять. Таким образом, организация может либо продолжать использовать унифицированные формы, не внося в них ничего нового, либо отказаться от их использования, заменив вновь разработанными, либо применять унифицированные формы, внеся в них изменения, отражающие специфику ­работы организации и взаимоотношений с персоналом. Рассмотрим все три ­варианта.

Приказ, распоряжение и поручение: что выбрать

Чем приказ отличается от распоряжения? Когда поручение заменяет распоряжение и когда его нельзя использовать? Какие реквизиты следует проставлять на рассматриваемых документах? Когда нужно использовать бланк? На эти и другие вопросы ответы ищите в статье нашего эксперта.

Топ-4 ошибок в приказе о приеме на работу, которые могут привести к спору

Приказ о приеме на работу является важным кадровым документом, поскольку в нем отражаются основные условия трудоустройства. Его значимость подтверждается и тем, что неоформление или некорректное оформление документа довольно часто приводит к возникновению споров с работниками и контролирующими органами. Рассмотрим некоторые из таких ошибок подробнее, дав советы, которые помогут вам избежать проблем.