Top.Mail.Ru
Законодательство не требует от работодателя участвовать в оформлении пенсий работников. Как правило, они самостоятельно занимаются этим вопросом, однако могут попросить помочь с оформлением. Изучим, что может сделать работодатель в такой ситуации; узнаем, когда с пенсионерами разрешено заключать срочные трудовые договоры и можно ли уволить или перевести на срочный договор действующего работника, который вышел на пенсию. Проанализируем особенности рабочего времени и времени отдыха пенсионеров, а также увольнения по собственному желанию и сокращению.

Трудовые права пенсионеров в целом не отличаются от прав остальных работников. Но есть некоторые детали, знание которых поможет работодателям избежать риска судебных разбирательств с этой группой сотрудников.

Пенсионный возраст в РФ (кроме льготных категорий граждан) в настоящее время для мужчин составляет 60 лет, для женщин – 55 лет (ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Паспорт, где указан возраст человека, сам по себе не является документом, подтверждающим статус пенсионера. Ведь кроме достижения пенсионного возраста необходимо, чтобы гражданину была назначена пенсия по старости (определение Конституционного суда РФ от 15.05.2007 № 378-О-П).

К сведению

Статус пенсионера до 2015 г. подтверждался пенсионным удостоверением, которое выдавалось гражданину на основании решения территориального отделения Пенсионного фонда РФ после назначения пенсии. С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем трудовые пенсии трансформировались в страховые. При этом новые правила обращения за страховой пенсией не предусматривают выдачу гражданам пенсионных удостоверений (см. Правила обращения за страховой пенсией, накопительной пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, правила их назначения, установления, перерасчета, и корректировки, а также перевода с одного вида пенсии на другой, утвержденные приказом Минтруда РФ от 17.11.2014 № 884н). Теперь, в случае необходимости, территориальные органы ПФР выдают справку, подтверждающую факт назначения и размер пенсии, а также срок ее установления.

Оформление пенсии

Законодательство не требует от работодателя участвовать в оформлении пенсии работнику. Как правило, сотрудники самостоятельно занимаются этим вопросом. Однако работодатель вправе представить заявление о назначении пенсии сотрудника в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае должны соблюдаться некоторые условия 1:

  • на подачу заявления о назначении пенсии работодатель должен получить письменное согласие работника;
  • заявление подается в территориальный орган ПФР по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) сотрудника либо по месту нахождения работодателя;
  • по срокам обратиться с заявлением можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо временем или же до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста;
  • подать заявление можно лично представителем сотрудника (работодателем) либо по почте, через многофункциональный центр, в форме электронного документа.

Для назначения пенсии по старости через работодателя потребуются 2:
1) заявление;
2) документы, подтверждающие личность и полномочия;
3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
4) паспорт;
5) трудовая книжка.

Если трудовая книжка отсутствует или в ней содержатся неправильные или неточные сведения, ПФР может запросить дополнительно:

  • трудовые договоры;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • справки, которые выдают работодатели или государственные (муниципальные) органы;
  • выписки из приказов;
  • лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
  • военный билет.

Также в отдельных случаях могут потребоваться следующие документы:

  • документ об изменении фамилии, имени, отчества (свидетельства о заключении / расторжении брака, о перемене имени и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Дубликат трудовой книжки: сложные вопросы оформления

Существуют три ситуации, когда у работодателя возникает необходимость оформлять дубликат трудовой книжки, – если она утеряна, пострадала или в нее была внесена запись, которая в дальнейшем признана недействительной, и работник просит выдать дубликат. Выясним, на основании каких документов могут вноситься записи в дубликат, а также как запросить соответствующие сведения у прежних работодателей.

Типичные ошибки в трудовых книжках

Несмотря на то что в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы оформления трудовых книжек, прописаны основные положения, позволяющие работодателю безошибочно заносить данные в этот документ, у отдела кадров возникает множество проблем. Они касаются как вопросов заполнения, так и ведения. Выделим ­общие требования к записям в трудовой книжке, а также типичные ошибки.

Отпуск без сохранения заработной платы: можно, нужно, нельзя

При возникновении в компании финансовых проблем у руководства нередко возникает идея отправить максимально возможное количество работников в отпуска без сохранения заработной платы, так как в таком случае расходы компании на оплату труда сведутся к нулю. Для этого сотрудников просят написать заявления о предоставлении отпусков за свой счет. И многие работники, опасаясь потерять место, соглашаются, надеясь, что когда трудности будут преодолены, они вернутся из отпусков на прежние рабочие места. Но этот шаг для работодателя весьма опасен. Другая ситуация возникает, если сотрудник просит об отпуске за свой счет по своей инициативе. Есть случаи, когда предоставить такой отпуск компания обязана, в других же обстоятельствах – имеет полное право отказать. Рассмотрим, как оформить отпуск без сохранения зарплаты и на что необходимо обратить ­внимание.

Открываем филиалы в местностях с особым климатом: что нужно знать кадровику

Трудовое законодательство предоставляет гарантии и компенсации работникам отдаленных регионов, в частности, надбавки к заработной плате, районные коэффициенты, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и пр. Чтобы не допустить ошибок при оформлении работников филиалов на территории нашей страны, кадровой службе необходимо предпринять шаги, перечисленные в статье.

Дубликат трудовой книжки: сложные вопросы оформления

Существуют три ситуации, когда у работодателя возникает необходимость оформлять дубликат трудовой книжки, – если она утеряна, пострадала или в нее была внесена запись, которая в дальнейшем признана недействительной, и работник просит выдать дубликат. Выясним, на основании каких документов могут вноситься записи в дубликат, а также как запросить соответствующие сведения у прежних работодателей.

Открываем филиалы в местностях с особым климатом: что нужно знать кадровику

Трудовое законодательство предоставляет гарантии и компенсации работникам отдаленных регионов, в частности, надбавки к заработной плате, районные коэффициенты, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и пр. Чтобы не допустить ошибок при оформлении работников филиалов на территории нашей страны, кадровой службе необходимо предпринять шаги, перечисленные в статье.

Типичные ошибки в трудовых книжках

Несмотря на то что в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы оформления трудовых книжек, прописаны основные положения, позволяющие работодателю безошибочно заносить данные в этот документ, у отдела кадров возникает множество проблем. Они касаются как вопросов заполнения, так и ведения. Выделим ­общие требования к записям в трудовой книжке, а также типичные ошибки.

Отпуск без сохранения заработной платы: можно, нужно, нельзя

При возникновении в компании финансовых проблем у руководства нередко возникает идея отправить максимально возможное количество работников в отпуска без сохранения заработной платы, так как в таком случае расходы компании на оплату труда сведутся к нулю. Для этого сотрудников просят написать заявления о предоставлении отпусков за свой счет. И многие работники, опасаясь потерять место, соглашаются, надеясь, что когда трудности будут преодолены, они вернутся из отпусков на прежние рабочие места. Но этот шаг для работодателя весьма опасен. Другая ситуация возникает, если сотрудник просит об отпуске за свой счет по своей инициативе. Есть случаи, когда предоставить такой отпуск компания обязана, в других же обстоятельствах – имеет полное право отказать. Рассмотрим, как оформить отпуск без сохранения зарплаты и на что необходимо обратить ­внимание.