Top.Mail.Ru
Чем приказ отличается от распоряжения? Когда поручение заменяет распоряжение и когда его нельзя использовать? Какие реквизиты следует проставлять на рассматриваемых документах? Когда нужно использовать бланк? На эти и другие вопросы ответы ищите в статье нашего эксперта.

Существует несколько видов распорядительных документов, издаваемых единолично. Поможем разобраться, в каких ситуациях и кем может издаваться приказ, распоряжение и поручение. Какова разница в их оформлении?

Распорядительные документы представляют собой подсистему, которая включается в унифицированную систему организационно-распорядительной документации (УСОРД). В данную подсистему традиционно входят документы, которые издаются на основе управленческого принципа единоначалия: приказы, распоряжения и указания. Новым видом документа в настоящее время стало поручение, которое уже широко применяется в практике государственного и муниципального управления, а также в деятельности коммерческих организаций.

Назначение документов

Все особенности издания и видовой состав распорядительных документов определяются целями и ситуациями их издания. Посмотрите в Таблице 1 определения наименований видов распорядительных документов, разработанные еще в 1970-е годы1 и актуализированные в профессиональном словаре 2014 года2.

На базе определений ЕГСД сложилось и современное, наиболее часто встречающееся в локальных нормативных актах организаций, определение приказа – это правовой акт, издаваемый руководителем органа управления, действующим на основе единоначалия, в целях решения и основных, и оперативных задач, стоящих перед данным органом.

В деятельности коммерческих структур указание сейчас соответствует устному заданию или поручению. Например, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «О акционерных обществах» предусматривает, что «...единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор)... утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками».

Таблица 1. Определения наименований видов распорядительных документов

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Телеграмма как способ уведомления работника

В работе кадровых специалистов то и дело встречаются ситуации, когда необходимо о чем-то срочно официально уведомить работника. Иногда традиционные способы (письмо, звонок по телефону и пр.) не подходят, тогда в ход идут телефонограмма (о которой мы раньше писали на страницах журнала) и телеграмма (о ней поговорим на этот раз). Расскажем, как ее правильно оформить, какие требования к процедуре отправки надо соблюсти. В какой срок ее доставят и какими подтверждающими ее отправку и доставку документами следует заручиться.

Как избежать ошибок в текстах документов

Анализируем частые ошибки в деловой документации, опираясь на ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методические рекомендации по его применению. В частности, затрагиваем такие вопросы: когда указывать букву «г.» перед наименованием города, как писать многозначные числа и физические величины, порядковые числительные, даты, периоды, давать ссылки, оформлять абзацы, использовать прописную или строчную буквы в обращениях «вы», «ваш» и пр.

5 вопросов об оформлении текста приказа

Мы разобрали вопросы от читателей по оформлению текста приказа. В частности, ответили на следующие: как писать слово «приказываю»? как формулировать преамбулу и можно ли излагать ее в повествовательной форме? как дать поручение конкретному лицу? в каком падеже писать Ф.И.О. и должность? как сформулировать пункт о контроле? можно ли руководителю расписаться не только на приказе, но и на приложениях, которые он утвердил?

Отказ принять заявление от работника: просчитываем последствия

Разбираем, кому и каким образом должен передать заявление работник в различных ситуациях, чтобы оно считалось поданным надлежащим образом. Как сотрудники обычно доказывают получение документа работодателем в случае конфликтных ситуаций. Узнаете среди прочего, как суд посмотрит на увольнение за прогул работника, который согласовал себе отгул с непосредственным руководителем и сумел это доказать; отзыв заявления об увольнении посредством электронной почты. А также каким образом распределяется бремя доказывания в споре о прогуле, когда работник утверждает, что подавал заявление об отпуске за свой счет.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Как изменится оформление документов по новому ГОСТ

С 1 июля вступил в силу новый ГОСТ с требованиями к оформлению документов. Выясним, как изменились состав реквизитов на приказах и их оформление. В частности: инициалов имени и отчества при адресации документа должностному лицу; адресов электронной почты или номеров телефона / факса в реквизите «адрес»; этикетных фраз; отметок о приложении; реквизита «подпись» при подписании документа лицом, исполняющим обязанности, а также заверении копии документа.