Умение проводить презентацию будет полезным практически в любой ситуации: в общении с контрагентами, поиске инвесторов и партнеров, взаимодействии с подчиненными и руководством. Из статьи вы узнаете о том, как подготовиться к презентации (изложить тезисы и доказательства), как построить саму презентацию, чтобы добиться поставленных целей.
Предприниматель приходит на важную встречу, к которой действительно готовился. Он выкладывается «по полной», представляя свой продукт, услугу или проект. Его выслушивают. Говорят, что «подумают», и… можно не обманывать себя надеждами, после этого уже никогда не перезванивают, пропадают навсегда. Конечно, он знал, что нужно было говорить клиенту, инвестору или партнеру. Но самое важное в искусстве проведения презентаций – не «что», а «как».
Самая гениальная идея теряет всякий смысл, если мы не умеем донести ее до людей. Казалось бы, что может быть проще – передать информацию в век высоких технологий. Однако как раз в наше время расширяется пропасть между тем, что называется предоставлением данных, и живым общением между людьми в рамках публичного выступления, даже перед одним-единственным человеком.
Этот разрыв настолько велик, что хотелось бы начать с примера того, как делать не надо. Однажды автора этих строк пригласили на презентацию достаточно нового в то время продукта из серии услуг бизнеса для бизнеса. Речь шла об аутсорсинге поиска клиентов.
Предложенная идея была интересной. А еще, конечно, хотелось посмотреть, как компания планирует это делать – устанавливать контакты с людьми. И встреча состоялась.
Представителя фирмы пригласили в переговорную. А далее две девушки с ноутбуком пообещали все рассказать, поставили ноутбук с заранее приготовленной на нем видеопрезентацией и ушли на пять минут.
В течение некоторого времени презентация вяло протекала перед глазами. Вообще-то смотреть подобные шедевры, не подразумевающие какой-либо обратной связи со стороны зрителей, – все равно что, стоя на платформе, наблюдать проходящий мимо поезд. Однако в данном случае получилось еще хуже. Состав остановился. Компьютер «завис» в середине пути.
Минут через десять скучного ожидания явились менеджеры, чтобы спросить «ну, как вам?» Ситуация с ноутбуком их несказанно расстроила. Еще минут пять предпринимались попытки реанимировать машину. Не выдержав, мы, как потенциальные клиенты, попросили девушек вкратце рассказать, что же они все-таки предлагают. Не уходить же, так и не узнав, раз приехали на встречу. И в ответ мы услышали историю создания и успешной работы их фирмы!
Несложно догадаться, что поиск клиентов таким специалистам доверить было нельзя. Более того, кажется, к настоящему времени их компания, выводившая на рынок действительно инновационную технологию, навсегда исчезла с горизонта, пополнив ряды так и не состоявшихся бизнес-проектов.
Из этой истории необходимо сделать первый и самый главный вывод: презентация – это всегда что-то личное, обращенное к человеку и опирающееся на обратную связь, реакцию слушателя.
Подготовительный процесс
Само собой, тема презентации должна быть досконально изучена тем, кто ее проводит. Об этом и говорить не стоит. Но данным этапом подготовка не заканчивается. Это только первое, что необходимо знать заранее. Второе – то, для кого готовится материал.
Конечно, тема сбора информации отдельная, причем настолько обширная, что ее невозможно ввести частью статьи о проведении презентаций. Тем не менее коротко определим, что просто необходимо знать заранее. Кто перед нами, чем он занимается, ради какой цели и как он это делает – вот тот минимум сведений, который надо знать до того, как приступить к собственному рассказу. А если данных нет? Продолжать общение и задавать вопросы.
Это как игра в детский конструктор. Чтобы создать какую-то модель,...