Как рассчитать оптимальную численность персонала

В условиях кризиса с проблемой оптимизации численности персонала приходится сталкиваться практически каждому предпринимателю. На помощь приходят проверенные статистические методы.
Формирование оптимального штата – одна из приоритетных задач как для достижения целей бизнеса, так и для его управляемости. Правильно рассчитанная численность персонала позволяет достигать поставленных целей и обеспечивать соблюдение режима труда и отдыха персонала с учетом невыхода части сотрудников на работу. В данной статье мы поговорим о том, как определить численность торгового ­персонала магазина.

Расчет основывается на нормировании труда с учетом плановых ­невыходов сотрудников на работу. Для этого применяется следующая формула:

Ш = Н х Кн,
где
  • Ш – требуемая штатная численность персонала (без учета ­технического персонала, например, уборщиц и грузчиков),
  • Н – нормативная численность работников,
  • Кн – плановый коэффициент невыхода сотрудников на работу.

Определение Кн

Данный коэффициент вычисляется по формуле:

Кн = 1 + Дн,
где
  • Дн – доля нерабочего времени в общем фонде рабочего времени по производственному календарю. Она рассчитывается как сумма часов невыхода сотрудника на работу, деленая на общее количество рабочих часов в указанный период.

Определим Кн в период с января по ноябрь1. Количество нерабочих дней составит 49 (28 дней плановых отпусков в соответствии с ТК РФ + 7 дней (норматив отпусков без сохранения заработной платы2) +14 ­(норматив больничных3)) или 392 часа при 8-часовой рабочей неделе.

Доля нерабочих часов в общем количестве рабочего времени составит:

392 часа : 1 803 часа (по производственному календарю) = 0,22.

Таким образом, Кн в периоде январь – ноябрь равно 1+ 0,22 = 1,22.

Кн в декабре определяется аналогично. Количество нерабочих часов составит: 7 дней (больничные) х 8 часов = 56. Дн = 56 часов : 183 часа (по производственному календарю) = 0,31.

Таким образом, Кн в декабре = 1 + 0,31 = 1,31.

Расчет нормативной численности (Н)

Нормативная численность (Н) определяется по формуле:

Н = V / (Фрв х Hвыр х Квн),
где
  • V – плановый объем работ в принятых единицах измерения;
  • Фрв – фонд рабочего времени на планируемый период, в часах;
  • Нвыр – норма выручки;
  • Квн – плановый коэффициент выполнения норм, который определяется как отношение плановой выручки соответствующего периода 2009 года к фактической выручке аналогичного периода 2008 года.

Предположим, что магазины по норме выручки делятся на 2 категории в зависимости от доли отдела книг в площади и товарообороте магазина:

I категория. Магазин с нормой выручки в период с января по ноябрь в размере 300 000 рублей на сотрудника в месяц. Доля отдела книг в этом магазине по занимаемой площади и товарообороту превышает 20%.

II категория. Магазин с нормой выручки в период с января по ноябрь в размере 370 000 рублей на сотрудника в месяц. Доля отдела книг ­по занимаемой площади и товарообороту менее 20%.

Расчеты численности персонала по магазинам приведены ­в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Расчет штатной численности на период с января по ноябрь 2009 года
Таблица 2. Расчет штатной численности на декабрь 2009 года

Сноски 3

  1. Этот и другие коэффициенты мы будем рассчитывать отдельно на период с января по ноябрь и на декабрь, поскольку в торговле на последний месяц года обычно приходится «высокий сезон». Отпуска в этот период не предоставляются. Вернуться назад
  2. Определяется на основе статистических данных. Вернуться назад
  3. Определяется на основе статистических данных. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как из посетителей интернет-магазина сделать покупателей

Электронный бизнес пользуется все большей популярностью. Многие предприниматели покупают готовые интернет-магазины или сами создают их «с нуля». Как сделать, чтобы посетители вашего магазина стали его покупателями, читайте в нашей статье.

Сотовый телефон как троянский конь

Сотовый телефон уже стал одним из главных атрибутов делового человека. Про него можно смело сказать: «Без телефона как без рук». Однако о его вреде для здоровья ходит много слухов. Предлагаем разобраться, что из них миф, что ­реальность, а также как лучше его использовать.

Тайм-менеджмент, или Искусство все успевать

Всем нам знакомо ощущение, когда ни на что не хватает времени. Кажется, что в сутках мало часов, и, если бы еще чуть-чуть времени было в запасе, все идеи воплотились бы в жизнь. Психологи уверены: чтобы все успевать, нужно спокойно проанализировать свою жизнь, деятельность, расставить приоритеты и контролировать свой день. Тогда на смену беготне, суматохе и волнению по поводу невыполненных дел придет уравновешенность, спокойствие и вовремя осуществленные планы.

Особенности регистрации товарных знаков

Большинство предпринимателей для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают товарные знаки. Но далеко не каждый бизнесмен его регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за незнания необходимых процедур. Автор отвечает на наиболее часто возникающие у предпринимателей вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков.

Как соблюсти требования пожарной безопасности

В статье приводится нормативная база по вопросам соблюдения пожарной безопасности, анализируются права и обязанности индивидуального предпринимателя, понятие системы пожарной безопасности: какие документы в нее включаются, каковы особенности их составления. Даются рекомендации по проведению инструктажа по пожарной безопасности.

Из безработных в бизнесмены, или как получить деньги на старт АП от государства

Правительство наконец-то обратило внимание на проблемы малого бизнеса и стало понемногу ему помогать. Многие экономисты считают, что именно рост числа малых компаний и частных предпринимателей способствует скорейшему выходу экономики из рецессии, поскольку они могут в короткие сроки и с небольшими затратами перепрофилировать свою деятельность и даже взять на работу безработных, уволенных с крупных предприятий. Отсюда — экономическая и социальная стабильность, столь нужная любой стране. Но какие формы поддержки предлагает Правительство взамен? Как начинающим предпринимателям получить грант на старт или раскрутку своего бизнеса?

Оскорбили в Интернете? Вопросы не к Яндексу

Фирма обнаружила порочащие ее репутацию сведения, размещенные на нескольких сайтах. При обращении к их владельцам порочащая информация была удалена, однако при вводе текста порочащего сообщения в поисковой системе Яндекс тексты все равно были найдены и представлены на обозрение миллионам посетителей сети Интернет. Анализируя эту ситуацию, автор рассматривает вопросы, связанные с судебной защитой деловой репутации. Как поступить в этом случае, ведь привлечение к ответственности Яндекс – затея бесперспективная.