В статье раскрываются основные понятия, связанные с автотранспортными услугами по перевозке пассажиров и грузов с позиции применения положений Налогового кодекса РФ, особенности передачи в аренду транспортного средства с экипажем для целей ЕНВД, вывоза отходов, перевозки бетона автобетоносмесителями и других видов услуг. Приводится порядок определения физического показателя и базовой доходности.
ЕНВД может применяться при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Основанием для перехода на указанный спецрежим является решение местного органа власти.
Описание услуг
Минфин в письме от 30.12.2008 г. № 03-11-05/318 отметил, что на применение вмененки не повлияет форма расчетов (наличный или безналичный расчет) за услуги по перевозке пассажиров и грузов. Также данные услуги могут оказываться как юридическим лицам (включая государственные и муниципальные учреждения), так и физическим лицам (письмо Минфина от 22.08.2008 г. № 03-11-04/3/394).
Договор перевозки
Сразу скажем, что определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в Налоговом кодексе отсутствует. Так что обратимся к разъяснениям чиновников.
Представители Минфина в письме от 31.07.2009 г. № 03-11-09/270 сказали, что в целях применения гл. 26.3 НК РФ следует руководствоваться значением понятия, приведенного в Гражданском кодексе.
Итак, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. При этом заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). В свою очередь по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
В вышеозначенном письме чиновники отмечают, что нормами гл. 26.3 НК РФ не установлено каких-либо ограничений в отношении применения ЕНВД в случае привлечения лицом, непосредственно оказывающим услуги по перевозке грузов, сторонних лиц и организаций в целях оказания данных услуг. В то же время налогоплательщиками ЕНВД могут признаваться только те индивидуальные предприниматели, с которыми заказчик (потребитель услуг) заключает договор на перевозку груза.
Кстати, если в заключаемых договорах, в том числе в договоре комиссии, расходы при продаже товаров включают транспортные затраты, то доставка товаров относится к обязанности продавца по отношению к покупателю и не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности и, соответственно, не подлежит обложению ЕНВД. Указанная позиция отражена в следующих письмах Минфина: от 28.10.2009 г. № 03-11-06/3/254, от 22.01.2009 г. № 03-11-09/13 и от 29.07.2008 г. № 03-11-04/3/358. Аналогичная точка зрения и относительно доставки материалов при строительно-монтажных работах (письмо Минфина от 25.11.2008 г. № 03-11-04/3/532).
Мнение эксперта
Андрей Брусницын, советник государственной гражданской службы РФ, 3 класса
При этом следует отметить, что Минфин России (письмо от 31.01.2008 г. № 03-11-04/3/33) фактически подсказал способ налогового планирования для налогоплательщиков, осуществляющих доставку покупателям товаров собственным транспортом. Так, в письме содержится вывод, что доставка товаров, выделенная у поставщика отдельной строкой, является самостоятельной деятельностью, которая подпадает под «вмененку» (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, компания обязана применять данный спецрежим, если ЕНВД по этой деятельности введен в данном субъекте РФ.
В результате предприниматели, которые осуществляют доставку своего товара покупателю, смогут выбирать, облагать часть выручки от реализации по общим правилам или исключить ее из налоговой базы по НДФЛ и НДС и платить ЕНВД. Если выгоднее облагать стоимость доставки товара по общим правилам, выделять эту услугу отдельной строкой не надо – необходимо включить доставку в цену товара. И напротив: если предпринимателю выгоднее платить ЕНВД, то достаточно выделить доставку товаров отдельной строкой в договоре.
Представляется, что никаких существенных проблем и претензий со стороны налоговых органов при таком способе оптимизации возникнуть не должно. Еще лучше порядок осуществления доставки отразить в учетной политике.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий оказание автотранспортных услуг и переведенный на уплату ЕНВД, в отношении дохода, полученного от реализации автотранспорта, используемого ранее в целях осуществления указанного вида деятельности, должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения (письма Минфина от 29.10.2008 г. № 03-11-05/263 и от 22.10.2008 г. № 03-11-05/263).
Транспортные средства
Транспортные средства – это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (ст. 346.27 НК РФ).
Чиновники считают, что в данном случае все машины должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (письма Минфина от 20.11.2009 г. № 03-11-06/3/270 и от 27.02.2009 г. № 03-11-09/75). Данное правило действует независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником или арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.
При этом если указанные автотранспортные средства относятся к внедорожному автотранспорту, то есть не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и зарегистрированы в органах Гостехнадзора, то деятельность по перевозке грузов с использованием таких средств не подлежит переводу на уплату ЕНВД (письма Минфина от 22.10.2009 г. № 03-11-06/3/249, от 17.09.2009 г. № 03-11-09/319, от 28.10.2008 г. № 03-11-04/3/489 и от 03.06.2008 г. № 03-11-02/63).
Напоминаем, что порядок регистрации автомобильного транспорта прописан в постановлении Правительства от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление). Определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами. Причем согласно п. 2 Постановления все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в ГИБДД. Между тем тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрирует Гостехнадзор.
Определяем количество машин
Каким же образом правильно определить количество транспортных средств? Рассмотрим мнение Минфина, отраженное в письмах от 20.04.2010 г. № 03-11-06/3/62 и от 26.01.2010 г. № 03-11-06/3/10. В данном случае следует принимать во внимание все автотранспортные средства (не более 20 единиц), предназначенные для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящиеся у налогоплательщика на балансе, в том числе арендованные по договору лизинга. Обратите внимание: сюда включаются транспортные средства вне зависимости от их эксплуатационного состояния, т.е. и те, которые находятся на ремонте.
Кстати, Минфин неоднократно высказывался, что при определении права на вмененку в общем количестве транспортных средств следует учитывать и те, которые сданы в аренду другим организациям или индивидуальным предпринимателям (письма Минфина от 07.10.2008 г. № 03-11-05/240 и от 12.02.2008 г. № 03-11-04/3/60).
Вместе с тем к указанным транспортным средствам не относятся те, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта (письма Минфина от 02.02.2010 г. № 03-11-11/24 и от 30.10.2009 г. № 03-11-06/3/263).
Соответствие кодам ОКУН
По мнению чиновников, к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. № 163 (далее – ОКУН), по соответствующим кодам.
Итак, согласно письмам Минфина от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 и от 08.07.2008 г. № 03-11-04/3/318 под автотранспортные услуги попадает перевозка пассажиров по следующим кодам ОКУН:
- 021520, 021521, 021522, 021523 – перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
- 021525, 021526, 021527 – перевозки пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении;
- 021530, 021532, 021533 – специальные (доставка работников, школьные, вахтовые и т.п.) перевозки пассажиров: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
- 021535, 021537, 021538 – туристско-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
- 021540, 021542, 021543 – разовые перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
- 021545, 021547, 021548 – перевозка пассажиров легковыми таксомоторами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
- 021550, 021552, 021553 – перевозка пассажиров легковыми автомобилями, кроме таксомоторных: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении.
В свою очередь услуги грузового автомобильного транспорта должны соответствовать следующим кодам ОКУН:
- 22501, 022502, 022503 – перевозка автомобильным транспортом: в прямом международном сообщении, в междугородном сообщении, в местном сообщении;
- 22504, 022505 – перевозка автомобильным транспортом: в специализированном подвижном составе, в универсальном подвижном составе;
- 022506, 022507, 022508 – перевозка автомобильным транспортом: мелких и малотоннажных отправок, тяжеловесных и негабаритных отправок, сборных отправок;
- 022509, 022510, 022511, 022512, 022513, 022514, 022515, 022516 – перевозка автомобильным транспортом: порожних контейнеров, домашних вещей, твердого топлива, сельскохозяйственной продукции, грузов в контейнерах на станции и со станций (портов, аэропортов), груза на станции и со станций (портов, аэропортов), багажа и грузобагажа на станции и со станций (портов, аэропортов), баллонов со сжиженным газом.
Чиновники не раз говорили, что определение кодов видов деятельности, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, возлагается на самих налогоплательщиков. При этом по вопросам, касающимся применения классификаторов, следует обращаться в Ростехрегулирование (письма Минфина от 17.06.2010 г. № 03-11-06/3/86, от 08.06.2010 г. № 03-11-11/159, от 29.01.2010 г. № 03-11-11/21).
Передача в аренду автотранспортного средства с экипажем
По вопросу применения вмененки при передаче в аренду автотранспортных средств с экипажем существует две противоположные точки зрения.
Поборники первой позиции считают, что индивидуальные предприниматели, владельцы автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, предоставляющие их по договорам аренды (фрахтования на время) транспортных средств с предоставлением услуг по управлению, могут быть переведены на уплату ЕНВД. В письме Минфина от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 прозвучало, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. № 17 аренда грузовиков с водителем или оператором относится к деятельности по обеспечению грузовых перевозок автомобильным транспортом (код 6023). В свою очередь деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах относится к деятельности пассажирского автомобильного транспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022). В разъяснениях финансистов от 03.06.2010 г. № 03-11-11/154 аргументом в пользу вмененки послужил тот факт, что в данном случае услуги по перевозке пассажиров или грузов оказываются непосредственно арендодателем.
А теперь рассмотрим противоположную позицию, отраженную в следующих письмах Минфина: от 30.06.2009 г. № 03-11-09/229, от 09.02.2009 г. № 03-11-09/37 и от 30.10.2008 г. № 03-11-05/265. Итак, предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем не может рассматриваться в качестве деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов и, соответственно, не подлежит переводу на ЕНВД. Логика контролирующих органов такова: согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Пункт 1 ст. 786 ГК РФ гласит, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Исходя из ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик должен доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом в соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Обратите внимание: если по договору фрахтования транспортное средство передается в аренду без экипажа, то в целях применения гл. 26.3 НК РФ такую деятельность следует рассматривать как оказание услуг по передаче во временное владение или пользование транспортного средства, но не в качестве услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Вывоз отходов
Теперь рассмотрим следующий вопрос: переводятся ли на ЕНВД автотранспортные услуги по вывозу отходов в места их утилизации?
Итак, деятельность, связанная с обращением отходов, регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Исходя из этого чиновники сделали вывод о том, что вывоз отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к услугам по перевозке грузов. Причем данное правило действует вне зависимости от категории используемого при перевозках транспортного средства. Поэтому речи о вмененке здесь не идет. Примером указанной позиции служат следующие письма Минфина: от 16.06.2009 г. № 03-11-06/3/166, от 11.02.2009 г. № 03-11-11/19 и от 10.02.2009 г. № 03-11-09/43.
Перевозка бетона автобетоносмесителями
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку грузов (бетона) автобетоносмесителями, зарегистрированными в подразделениях ГИБДД, могут быть признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход. Данный вывод сделан на основании того, что указанное транспортное средство прошло регистрацию в ГИБДД. Указанная точка зрения прозвучала в письмах Минфина от 18.02.2009 г. № 03-11-09/55 и от 22.01.2009 г. № 03-11-09/12.
Кстати, ранее чиновники считали, что оказание автотранспортных услуг по перевозке товарного бетона (бетонной смеси) автобетоносмесителями не имеет никакого отношения к вмененке. Обоснованием служил тот факт, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта от 26.12.1994 г. № 359, автобетоносмеситель указан в подразделе 14 «Машины и оборудование» и отнесен к классу «Машины и оборудование для горнодобывающей промышленности, строительства и эксплуатации карьеров», но не к транспортным средствам. Примером данной позиции служат следующие письма Минфина: от 11.03.2008 г. № 03-11-04/3/111 и от 31.01.2008 г. № 03-11-04/3/35. Правда, позднее финансисты в письме от 03.06.2008 г. № 03-11-02/63 отметили, что указанный Классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Так что обращать внимание надо на то, в каком органе был зарегистрирован автомобиль (ГИБДД или Гостехнадзоре).
Перевозка воды автоцистернами
Как мы отмечали, по мнению чиновников, под вмененку попадают только те машины, которые зарегистрированы в ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Вместе с тем в соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. При оказании транспортных услуг в соответствии с заключенным договором перевозки налогоплательщики могут быть переведены на уплату ЕНВД.
Поэтому предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках договора перевозки автоцистерной технической воды, может подлежать налогообложению единым налогом на вмененный доход. Отметим, что аналогичного мнения придерживаются и чиновники (письмо Минфина от 27.02.2009 г. № 03-11-09/75).
Получение субсидий
Теперь рассмотрим ситуацию, когда предприниматель оказывает автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и при этом получает средства (субсидии) из бюджета в связи с предоставлением льготного проезда. Попытаемся понять, являются ли денежные средства в виде субсидий, выделяемые на возмещение затрат в связи с оказанием услуг частью выручки, полученной в результате деятельности, облагаемой ЕНВД? Тем более что Минфин в письме от 30.06.2010 г. № 03-11-06/3/96 ответил на аналогичный вопрос, заданный организацией.
Итак, согласно мнению чиновников, указанные субсидии направляются на компенсацию части произведенных затрат либо недополученных доходов. Таким образом, у организаций, получивших субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, возникает экономическая выгода. Так что данные денежные средства являются внереализационным доходом и, соответственно, не относятся к виду деятельности, переведенному на ЕНВД. Поэтому субсидии, полученные организацией из бюджета для компенсации затрат на проезд льготной категории населения при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, подлежат обложению в рамках иных режимов налогообложения.
Отметим, что ранее в письме Минфина от 31.07.2008 г. № 03-11-04/3/565 прозвучало, что ограничений для применения системы налогообложения в виде ЕНВД в части источников оплаты услуг по перевозке пассажиров и грузов Налоговым кодексом не предусмотрено.
Место постановки на учет
Согласно п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту своего жительства.
Так что если местом жительства предпринимателя является муниципальное образование, где в отношении автотранспортных услуг не применяется вмененка, то указанное лицо ни в коем случае не будет подлежать постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. При этом не будет важен тот факт, что на территориях, где предприниматель непосредственно оказывает автотранспортные услуги, введен единый налог на вмененный доход.
Минфин в письме от 19.03.2010 г. № 03-11-06/3/41 отметил, что при этом не имеет никакого значения, где находятся пункты отправления и назначения перевозимых грузов. Поэтому индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке грузов иностранной организации между пунктами отправления и назначения, находящимися за пределами Российской Федерации, могут быть также признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход.
Минфин в письме от 08.07.2009 г. № 03-05-04-01/52 отметил, что индивидуальные предприниматели, находящиеся на учете в налоговых органах в качестве плательщиков ЕНВД по автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении находящихся в их собственности гаражей, предназначенных для стоянки и технического обслуживания транспортных средств, используемых для осуществления вышеуказанной деятельности.
Физический показатель и базовая доходность
Услуги по перевозке грузов
Обратите внимание: для целей исчисления ЕНВД в качестве физического показателя учитываются только те автомобили, которые используются для оказания транспортных услуг. При этом машины, переданные в аренду, не учитываются. Указанный вывод следует из следующих писем Минфина: от 23.11.2006 г. № 03-11-04/3/500 и от 27.03.2006 г. № 03-11-04/3/162. Также не входят в расчет автомобили, находящиеся в ремонте (письма Минфина от 25.08.2005 г. № 03-11-04/3/66, от 20.09.2006 г. № 03-11-04/3/417, от 14.03.2005 г. № 03-06-05-04/57). Исходя из этого получается, что количество транспортных средств, необходимых для применения вмененки, и автомобили, участвующие при расчете налога, – это два разных понятия.
Учтите, что отсутствие у индивидуального предпринимателя письменно оформленных заказов на перевозку грузов в течение налогового периода не является при исчислении ЕНВД основанием для уменьшения величины физического показателя базовой доходности (письмо Минфина от 30.10.2009 г. № 03-11-06/3/263). Да и в принципе корректировка значений коэффициента К2 при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в зависимости от фактического использования автомобилей в течение налогового периода (количество дней работы отдельных видов автотранспорта) Налоговым кодексом не предусмотрена (письмо Минфина от 24.06.2009 г. № 03-11-06/3/169). Правда, власть на местах при установлении коэффициента К2 по оказанию автотранспортных услуг может учесть вид маршрутов (междугородные, пригородные, городские и т.п.) и иные особенности, оказывающие влияние на доходность данного вида деятельности (письмо Минфина от 18.02.2009 г. № 03-11-06/3/34).
Услуги по перевозке пассажиров
При расчете оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель «количество посадочных мест». Базовая доходность – 1 500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Отметим, что в автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест определяют как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства. Если же в техническом паспорте отсутствует такая информация, то количество мест устанавливается органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления индивидуального предпринимателя – собственника автомобиля (ст. 346.27 НК РФ).
Минфин в письмах от 16.06.2009 г. № 03-11-11/112 и от 16.03.2009 г. № 03-11-06/3/61 сказал, что в случае отсутствия в техническом паспорте сведений о посадочных местах для определения их количества налогоплательщики могут также обращаться в органы ГИБДД. Дело в том, что согласно п. 14.3.2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, утвержденного приказом МВД от 07.12.2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору», на органы ГИБДД возложена обязанность по установлению количества пассажирских сидений в автотранспортном средстве при проведении его осмотра.
Когда в соответствии с решениями субъектов Российской Федерации по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и ЕНВД, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом согласно подп. 38 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ применение патентной упрощенки разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, автотранспортные услуги. Минфин в письме от 14.01.2010 г. № 03-11-03/1/01 отметил, что размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода от предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг не может быть установлен отдельно по услугам по перевозке грузов и по услугам по перевозке пассажиров.
Если индивидуальный предприниматель осуществляет автотранспортные услуги, подпадающие под действие патента, на территории нескольких субъектов, то придется получить патент в каждом из этих субъектов (письмо Минфина от 13.10.2009 г. № 03-11-09/348).