Постановления по делам об административных нарушениях, действия (бездействие) инспекторов, иных должностных лиц уполномоченных органов можно обжаловать не только в судах. С жалобой можно обратиться также к вышестоящим должностным лицам или в вышестоящий орган (административное обжалование). О преимуществах и недостатках такого обжалования, о том, как правильно составлять жалобу, расскажет наш эксперт.
Действия (бездействие) инспекторов, а также акты должностных лиц любых контрольных органов можно обжаловать двумя способами: в судебном и досудебном порядке. В первом случае подается жалоба или исковое заявление в суд. Во втором жалоба направляется в орган, принявший соответствующее решение, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган. Такой порядок обжалования называют административным. Рассмотрим его подробнее.
О преимуществах и недостатках административного обжалования
Досудебный порядок, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки и оформления документов (как мы увидим, составить и подать жалобу просто, а основания для ее возврата без рассмотрения минимальны). Административное обжалование является совершенно бесплатным для заявителя: государственная пошлина или иная плата за рассмотрение таких обращений не взимается, как это происходит, например, при обращении в судебные инстанции. Кроме того, вышестоящее должностное лицо или вышестоящий орган не имеют права оставлять полученную жалобу без движения.
Обращения с жалобами к вышестоящим органам и должностным лицам могут оказаться весьма эффективными, особенно если такая жалоба грамотно составлена. Так, вопреки распространенному предубеждению, многие жалобы все-таки удовлетворяются. Но даже если этого не произойдет, не стоит отчаиваться. Нужно подумать, как обратить ситуацию в свою пользу и суметь правильно воспользоваться полученными преимуществами.
Во-первых, заявитель жалобы получает временное преимущество.
Поясним на примере обжалования постановления о привлечении к административной ответственности. Как известно, такое постановление нужно обжаловать в административном или судебном порядке не позднее 10 дней после получения копии оспариваемого постановления. Если этот срок пропущен, восстановить его не просто: потребуется заявлять отдельное ходатайство о восстановлении срока, предоставлять доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Но сочтет ли чиновник или суд причины уважительными для восстановления срока обжалования, не известно. Кроме того, 10 дней порой слишком мало для того, чтобы успеть проконсультироваться со специалистами, грамотно составить заявление в арбитражный суд, оформить документы, собрать необходимые доказательства, заручиться мнениями экспертов и специалистов.
Получить существенную временную фору как минимум в несколько недель можно, обжаловав в десятидневный срок незаконное, на ваш взгляд, постановление в вышестоящий орган, причем даже в том случае, если заявитель заранее уверен в отказе. В течение всего того времени, пока жалоба будет рассматриваться (плюс несколько дней на почтовую доставку жалобы/ответа на нее), можно успеть подготовиться к судебному процессу. Получив отказ в удовлетворении жалобы, можно будет обращаться в суд. Если до обращения в суд решение о наложении административного наказания обжаловалось в административном порядке, 10-дневный срок на обращение в суд начнет течь не со дня получения копии постановления о привлечении к ответственности, а со дня вручения или получения решения вышестоящего органа по вашей жалобе1.
Во-вторых, исполнение наложенного взыскания на период административного обжалования может быть приостановлено. Для этого в тексте жалобы или в приложении к ней лучше заявить соответствующее мотивированное ходатайство.
В-третьих, у вас появится возможность прояснить позицию вышестоящего органа (должностного лица) по данному вопросу.
В-четвертых, из официального ответа по жалобе можно установить, какие аргументы в будущем представят арбитражному суду контролеры в обоснование своей позиции. Зная это, вы сможете грамотно обосновать свои контраргументы, загодя подготовить необходимые доказательства.
К одному из самых главных недостатков административного обжалования относится следующее: спор рассматривает одна из сторон конфликта. Поэтому нередко такое обжалование не приносит положительных результатов для заявителя жалобы. Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой, указаниями «сверху» (в т.ч. негласными) и внутриведомственными документами, часто признают юридически верными даже явно незаконные постановления, действия, бездействие нижестоящих органов и их должностных лиц.
Еще один существенный минус – испорченные отношения с контрольным органом и лично с его должностными лицами. Более того, иногда инспекторы, узнав о желании предпринимателя или организации обжаловать постановление, действия или бездействие должностных лиц, настоятельно не рекомендуют поднимать бурю в стакане воды, а предлагают, заплатив «копеечный штраф» или устранив действительные или мнимые нарушения, продолжать работать дальше. При этом бизнесменам угрожают некими дополнительными проверками, будущим предвзятым отношением со стороны инспекторов, возможными проблемами с лицензией, передачей материалов о выявленных нарушениях в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и пр.
Оговорим, что в каждом конкретном случае принимать решение о целесообразности обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, действий или бездействия контролеров должен руководитель организации или индивидуальный предприниматель, исходя из конкретных обстоятельств дела и обстановки.