Вас может удивить тот факт, что понятие сроков растяжимо. И от того, в каких днях документ предписывает их исчислять (календарных, рабочих или банковских), будет зависеть конечная дата. Более того, различные отрасли права тоже имеют свои специфические правила исчисления сроков – мы рассмотрели те, что действуют в сфере трудовых, гражданско-­правовых и налоговых отношений.
«Чтобы документ был готов через три дня!» – приказывает начальство. И вы согласно киваете головой: «Да, конечно, Иван Иваныч, будет сделано…». Стоп! А ясен ли приказ? Конечно, скажете вы. Вот сегодня 12 июня, четверг. Значит, надо все сделать 14 июня, в субботу… Ага, вот вы и попались! Суббота же на вашем предприятии – выходной день. И потом, почему вы решили начинать считать трехдневный срок с сегодняшнего дня, а не с завтрашнего?

Сроки – понятие растяжимое. И более того – вы узнаете, что они могут измеряться по-разному для каждого отдельно взятого случая. Например, декларацию в налоговую инспекцию можно отправить по почте до 24.00 последнего дня срока. А какой-то внутренний документ следует подготовить до конца вашего рабочего дня. Но не будем забегать вперед. Начнем разбираться с истоков, а именно – с определения дней, в которых исчисляются сроки.

Рабочие, календарные, банковские…

В нашем законодательстве и на практике мы сталкиваемся со следующими понятиями:

  • календарные дни (месяцы, годы),
  • рабочие дни,
  • выходные дни,
  • нерабочие праздничные дни,
  • банковские дни.

При этом законодатель дал определения далеко не всем понятиям. Поэтому при определении «неопределенных» дней мы будем руководствоваться методом исключения и деловой практикой. Итак, начнем.

Думаем, с календарными днями проблем нет – это абсолютно все дни, датированные по календарю.

Определение рабочих дней приведено в Налоговом кодексе (статья 6.1 НК РФ). Так, рабочими считаются дни, которые не признаются в соответствии с законодательством Российской Федерации выходными и / или нерабочими праздничными днями.

Отметим, что если налоговое, гражданское, трудовое и другое право использует какое-либо понятие или термин других отраслей законодательства, но не дает ему своего определения, то признается именно то значение терминов и понятий, которое используется в этих отраслях законодательства. Немного запутанно, но далее будет понятно, что имеется в виду.

Итак, чтобы разобраться с определением рабочих дней, выясним, что такое праздничные и выходные дни. На этот раз Налоговый кодекс не дает таких пояснений. Поэтому обратимся к другому законодательству, а именно – к трудовому. Так, нерабочие праздничные дни перечислены в статье 112 Трудового кодекса РФ и едины для всей России. Ими являются:

  • 1, 2, 3, 4 и 5 января – новогодние каникулы;
  • 7 января – Рождество Христово;
  • 23 февраля – День защитника Отечества;
  • 8 марта – Международный женский день;
  • 1 мая – Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая – День Победы;
  • 12 июня – День России;
  • 4 ноября – День народного единства.

С выходными днями будет посложнее. Их определяет опять же трудовое законодательство. Итак, по Трудовому кодексу в нашей стране существует как пяти-, так и шестидневная рабочая неделя. То есть при шестидневной рабочей неделе выходной день один. По общему правилу (статья 111 ТК РФ) этим днем является воскресенье. При пятидневной рабочей неделе второй выходной день устанавливает для себя сама организация в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Как правило, оба выходных дня устанавливаются подряд (то есть суббота и воскресенье или воскресенье и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Обновление штрафов за нарушения в работе с персональными данными

С 30 мая 2025 г. вступили в силу самые крупные многомиллионные штрафы (в т.ч. % с годовой выручки) за нарушения в работе с персональными данными. В табличной форме показываем все виды нарушений в этой сфере и наказаний за них, которые действуют на данный момент в административном и уголовном кодексах. Комментируем самые примечательные моменты. Например, за что и в каких организациях оштрафуют только должностное лицо, а в каких только само юрлицо, каким организациям штраф уменьшат в 2 раза или взыщут как с ИП.

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Как разделить на части ежегодный оплачиваемый отпуск

Какой продолжительности может быть ежегодный оплачиваемый отпуск. На какие части его можно разбивать – насколько мелко дробить, в какие дни предоставлять (как «тянуть одеяло на себя» пытаются некоторые работники и работодатели). Как документально оформить инициирование разбиения отпуска на части и согласие с этим другой стороны. Показываем образцы: предложения работодателя о планировании отпуска в графике на следующий год частями; заявления работника о том же; предложения работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; нескольких заявлений работников о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или даже на следующий год; согласия работника; отрицательных и положительных резолюций руководителя.

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.