Ответственность за подделку документов
Самая распространенная ситуация: руководитель отсутствует, а документ подписать надо срочно! Хорошо, если на месте уполномоченное замещающее лицо. А если нет? Подделывать подпись на свой страх и риск по телефонной просьбе руководителя? Вам стоит знать, что будет признано подделкой документа, при каких обстоятельствах какая ответственность за это может грозить. Мы проанализировали возможные варианты и свели их в таблицу – они касаются дисциплинарной ответственности, гражданско-правовой, административной и уголовной (при этом показали нижнюю и максимальную планки негативных последствий).
Как ужесточена ответственность за подделку документов
Подделка (в том числе искажение подлинных) официальных документов, бланков и печатей всегда была востребованной услугой в криминальном мире, поскольку позволяет быстро завладеть необходимыми выгодами и преференциями без соблюдения установленного порядка их получения. Недавно ответственность за подобные нарушения была ужесточена законом, причем это коснулось как административных правонарушений, так и уголовных преступлений. Давайте разберемся, что такое подделка документа, за подделку всякого ли документа будет наказание, когда грозит уголовная, а когда – административная ответственность.
Как оформить подпись за директора?
Подписывать документы за директора вполне может другое лицо. Предоставить право подписи можно по всем документам либо по определенным направлениям/вопросам, только в отсутствие директора либо всегда. Для этого можно оформить штатное заместительство, временный перевод, совместительство (как внутреннее, так и внешнее) или исполнение обязанностей временно отсутствующего директора без освобождения замещающего лица от основной работы. Для вашего удобства в таблице мы показали комплект документов, которым вы сможете подтвердить полномочия подписанта в каждом из этих случаев. В зависимости от способа уполномочия «дублера» его подпись на документах вместо директора должна быть оформлена по-разному – мы показали все эти варианты. Еще привели примеры исправления данных отсутствующего директора на пришедшем от контрагента проекте документа, чтобы его мог подписать другой человек (что добавлять, что зачеркивать и как удостоверять это). Объяснили, что будет в случае подписания документа неуполномоченным лицом – тут тоже возможны разные варианты.
Оформление реквизита «подпись»
Правила оформления этого реквизита покажем, опираясь на пока действующий ГОСТ Р 6.30-2003 по оформлению организационно-распорядительных документов и на скоро сменящий его ГОСТ Р 7.0.97-2016. Вы узнаете, как службе делопроизводства проверять проекты документов, подготовленных исполнителями, перед передачей их на подпись руководителю; какие способы полного и сокращенного указания должности в подписи существуют (когда что применяется); как в ней отражать звания, чины и ученые степени; как ее оформить в случае исполнения чужих обязанностей; как оформить несколько подписей на документе.
Подпись глазами графолога
Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).