Оформление приказа
Правила оформления реквизитов приказа описаны с учетом изменений, внесенных новым ГОСТ Р 7.0.97-2016 по оформлению ОРД. Детально описано и показано: как оформить бланк приказа, дату и регистрационный номер, гриф ограничения доступа; сформулировать текст и заголовок к нему; разобраться со сроками исполнения и ответственными исполнителями; по-новому оформить отметку о наличии приложений и данные о разработчике проекта приказа.
Как составить текст приказа
В какой ситуации констатирующую часть лучше начинать словами «На основании», а когда «В целях», «Во исполнение», «В связи с» или «В соответствии»? Как грамотно ссылаться на нормативные правовые акты и иные документы, их конкретные положения? Что в тексте можно сокращать? Как формулировать поручения: какие новые тенденции появились? как указывать в качестве исполнителя подразделение, организацию либо должностных лиц? как выделить ответственного исполнителя, когда поручение дано группе лиц? как указать обобщенно однородных исполнителей? как выдать несколько поручений одному лицу с общим и разными сроками исполнения? как избежать разночтений при указании крайней даты выполнения поручения? как указать контролирующее лицо? Как утвердить и ввести в действие нормативный документ приказом? Как ограничить срок действия решения? И что такое документ с открытой датой? Как отличаются последствия отмены и аннулирования приказа?
Приказы: оформляем по требованиям ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендаций
Анализ правил оформления всех реквизитов приказа, которые заложены в ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендациях по его применению: с подсказками, какие их предписания выполнять не стоит и почему, что появилось нового, а что можно продолжать делать «по старинке». Дали минимально необходимую классификацию приказов – как их разделять на документопотоки, чтобы обеспечить правильную регистрацию. Объяснили, какие шрифты теперь нужно использовать и где их взять, с каким межстрочным интервалом печатать приказы. Показали возможный состав метаданных.
Оформление текста приказа в вопросах и ответах
Какие организации должны оформлять слово «приказываю» строчными буквами в конце абзаца преамбулы, а каким лучше писать его заглавными буквами на отдельной строке? Когда Ф.И.О. исполнителя надо писать в скобках? В пункте о возложении контроля за исполнением приказа правильно писать слово «возложить» или «возлагается»? Надо ли подписывать приложение к приказу? В каких моментах есть расхождения между сформулированными правилами и приведенными рядом примерами в Примерной инструкции по делопроизводству для госорганизаций? И чему тогда следовать?
Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним
Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.
Какие кадровые приказы стали необязательны
Рассказываем о приказах о приеме на работу, о переводе, о предоставлении отпуска: почему их можно не издавать; что нужно взвесить и на что обратить внимание, чтобы понять, как лучше действовать вашей организации – продолжить их оформлять или отказаться. Аналогично рассматриваем и ряд других кадровых документов.
Как писать должность и Ф.И.О. в тексте распорядительного документа?
Как правильно оформлять должность в тексте распорядительного документа в отношении Ф.И.О.: – ставить ее перед Ф.И.О. или после (например, в приказе: «объявить благодарность Иванову Ивану Ивановичу, мастеру участка» или «объявить благодарность мастеру участка Иванову Ивану Ивановичу»)? – надо ли склонять должность? – видела, что поручение в приказе могут выдать подразделению, а в скобках указывают его руководителя в именительном падеже. Можно ли в скобках указывать другого специалиста подразделения – не руководителя? Все ли эти варианты допустимы или какой-то из них более правильный?
Как сослаться на измененный пункт приказа?
В основной приказ внесли изменения. Потом в другом документе надо сослаться на измененный пункт этого приказа. В такой ссылке достаточно указать только номер пункта и реквизиты измененного приказа? Или надо еще оговаривать, что он изменен и чем изменен? Как сформулировать ссылку правильно?
Кому отчитываться в выполнении приказа?
Как сформулировать в приказе поручение представить информацию (отчет и т.п.) подписанту этого распорядительного документа?
Составляем текст приказа – советы практика
Специалист по нормоконтролю делится накопленным опытом, показывая, как составлять преамбулу, за счет чего можно оптимизировать объем распорядительной части приказа, как формулировать поручения и устанавливать сроки, упоминать приложения, облегчать конструкции сложных предложений, избавляться от «висячих» предлогов и лишних слов, правильно использовать сокращения, склонять фамилии и не склонять наименования населенных пунктов, как лучше нумеровать пункты и подпункты приказа, какие знаки препинания использовать.
Особенности текста приказа по проектной деятельности
Приказы о запуске проекта относятся к приказам по основной деятельности. Чем проектный приказ отличается от обычного производственного? Как лучше отражать в нем руководителя проекта и «подпроектов», членов команды? Как потом документировать изменение состава команды? Как формулировать поручения, чтобы их легче было контролировать? Даем ответы на эти и другие вопросы, а также примеры оформления проектного приказа.
Трансформация согласования распорядительных документов в макрорегиональном филиале телекоммуникационной компании
Показана трансформация алгоритма согласования проектов распорядительных документов в крупной компании на протяжении 15 лет: что вводили, от чего и почему отказывались, к чему пришли. Предлагаем вам этот богатый ассортимент решений с оценкой их последствий: что может делать нормоконтроль и его место в процедуре согласования и подписания проектов документов; что можно запараллелить; как оформить матрицу согласования проектов документов (кого в нее включить и кого вывести в особую логику внутреннего согласования); какие сроки согласования установить в зависимости от объема документа; какие варианты положительной визы можно заложить в СЭД; как уменьшить число кругов согласования и создать схему разрешения разногласий, заставив согласующих лиц быстрее приходить к консенсусу, чтобы избавить от лишних хлопот службу ДОУ и руководителя, подписывающего проект документа.
Опыт маршрутизации движения приказов
Классические подходы организации делопроизводства в практике конкретных предприятий порой дополняются оригинальными решениями. Посмотрите, как авиационная компания решила задачу упорядочения работы по изданию распорядительных документов: как выявила оптимальный состав подписантов; как описала маршруты движения нескольких десятков разновидностей приказов и распоряжений (от инициализации через согласование и подписание до рассылки исполнителям); как могут сосуществовать Табель унифицированных форм документов и Маршрут движения приказов (распоряжений).
Основные ошибки в приказе о приеме на работу, которые приводят к проблемам
Рассмотрим самые распространенные ошибки, которые допускают работодатели, и цену, которую приходится за них платить. Подскажем, как модифицировать приказ о приеме на работу, чтобы даже у излишне рьяных проверяющих к вам не было претензий.
Приказ об увольнении: все тонкости оформления
В этом номере журнала читайте 1 часть статьи, чтобы узнать: какие формы приказа о прекращении трудового договора можно использовать? как разработать свою? какие статистические коды можно задействовать? когда рядом с полным наименованием работодателя надо указывать сокращенное? как можно сократить длинное наименование документа из унифицированной формы № Т-8 Госкомстата РФ «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение)»? как правильно заполнять даты издания приказа, увольнения работника и его ознакомления с этим документом? как в форму № Т-8 Госкомстата РФ вписывать сведения о факте прекращения трудового договора и увольнении, как при этом понимать фразу «ненужное зачеркнуть»?
Приказ об увольнении: все тонкости оформления
Из второй части статьи вы узнаете, какие ошибки в оформлении приказа можно считать малозначительными, а какие критическими – влекущими признание увольнения недействительным! Комментируем заполнение сведений о работнике: как писать Ф.И.О. – в родительном или именительном падеже, как указывать структурное подразделение, а также должность / профессию. Как указать в приказе фактические причины увольнения и документы-основания. Какие подписи и отметки сторон должны быть на таком приказе. Показываем, как можно ознакомить с «коллективным» приказом работника без разглашения персональных данных остальных упомянутых в нем людей. Дан образец выписки из такого приказа для предоставления на руки увольняемому сотруднику.
Уведомления работников: как составить, вручить и хранить
Свели в таблицу перечень случаев, о которых ТК РФ требует работодателя предупреждать работника в письменном виде под подпись (с указанием сроков, нарушение которых может дорого обойтись организации). Объяснили, как оформлять уведомления на бумаге: дали состав обязательных реквизитов, образцы готовых документов, варианты оформления отметки о получении документа работником и отметки с его ответом на предложение работодателя. Показали журнал регистрации уведомлений. Разобрались со сложным вопросом документирования факта и даты выполнения работодателем своей обязанности, если работник отказывается расписываться в получении уведомления на экземпляре работодателя: как оформить это актом с подписями свидетелей, как отправить уведомление по почте (на какой адрес; каким видом отправления; как тогда рассчитать дату события, о котором предупреждают; последствия неполучения работником этого письма).
Может ли один человек согласовывать и подписывать приказ?
Может ли одно и то же лицо согласовывать приказ (по своей должности начальника отдела) и подписывать тот же приказ (но уже в статусе исполняющего обязанности отсутствующего должностного лица)?
Можно печатать 2-й лист приказа на обороте 1-го?
Если приказ имеет несколько листов, может ли он в этом случае печататься с оборотом? Конечно, обычно 2-я страница печатается на следующем 2-м листе. Но это жесткое правило? Оно где-то прописано? Его можно обойти?
Сколько подлинников приказа подписывать?
Объясняем, что считать подлинником приказа, а что его копией. Что называют оригиналом и первым экземпляром документа. Почему количество подлинников приказа должно равняться числу его авторов. Показан пример совместного приказа.