Top.Mail.Ru
Классические подходы организации делопроизводства в практике конкретных предприятий порой дополняются оригинальными решениями. Посмотрите, как авиационная компания решила задачу упорядочения работы по изданию распорядительных документов: как выявила оптимальный состав подписантов; как описала маршруты движения нескольких десятков разновидностей приказов и распоряжений (от инициализации через согласование и подписание до рассылки исполнителям); как могут сосуществовать Табель унифицированных форм документов и Маршрут движения приказов (распоряжений).

Разновидности приказов

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия (единоличного принятия решений), в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией.

В отличие от приказа распоряжение1 издается по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций, производственным, организационно-хозяйственным и административным вопросам.

Любой приказ, издаваемый в организации, с точки зрения выполняемой функции можно отнести к одной из 2 обширных категорий:

  • по личному составу и
  • по основной деятельности.

Приказы по личному составу издаются для документирования кадровых процессов – приема на работу, перевода и увольнения, поощрения сотрудников и применения к ним дисциплинарных взысканий, командировок и других процедур, без которых не обходятся трудовые отношения.

Приказы по основной деятельности могут издаваться как по инициативе руководителя, так и с целью исполнения распоряжений, поступивших из вышестоящих органов управления (организаций). Они позволяют осуществлять оперативное управление основными производственными процессами, с их помощью утверждается структура организации и штатное расписание, оформляется изменение режима работы организации, введение и внесение корректив в локальные нормативные акты, создание всевозможных комиссий, рабочих групп и т.д.

Тем не менее разделение приказов на 2 группы – по основной деятельности и по личному составу – не может удовлетворить крупные организации, имеющие сложные структуры и выполняющие широкий ряд функций. В итоге количество разновидностей приказов может увеличиваться.

Их состав нужно определить. Целесообразно будет раздробить приказы по основной деятельности и по личному составу:

  • сначала на подвиды для облегчения дальнейшей справочной работы и организации хранения (фактически имеется в виду перечень заголовков дел с приказами в номенклатуре дел, где для каждого дела определен срок хранения и место дислокации – ответственное структурное подразделение) 2.
    В регистрационном номере приказа должен отражаться не только его порядковый номер в пределах года, но и дело, в которое приказ потом должен быть подшит (это может быть номер дела по номенклатуре либо буквенный код, например, № 125/од или №125/02-07, № 77/04-06 или № 77/лс, № 98/04-07 или № 98/к);
  • потом на конкретные разновидности по регулируемым вопросам, которые диктуют приказам свои маршруты движения (например, в нашей организации выделено 60 (!) разновидностей приказов и распоряжений3):
    • по основной деятельности:
      • определение основных направлений развития;
      • организация управленческой деятельности;
      • введение в действие структуры и ее изменений;
      • введение (изменение) штатного расписания;
      • введение (изменение) нормативных процедурных внутренних документов (стандартов, инструкций, правил, положений, регламентов);
      • делегирование полномочий;
      • исполнение обязанностей;
      • создание постоянных или временных комиссий;
      • планирование деятельности (в части основной тематической (производственной) деятельности);
      • контроль за выполнением плана по основной деятельности;
      • финансирование...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сроки хранения договоров: теория и интересная практика (часть 3)

В 3-й части статьи, опубликованной в этом номере журнала, мы сосредоточились на сроках хранения договоров (соглашений, контрактов) в новом Перечне типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций 2022 года. Статьи с договорами разбросаны в нем по разным разделам, для вашего удобства мы собрали их все в таблицу. Объяснили, почему у одного договора в разных организациях может быть разный срок хранения. Дали ответ на вопрос о том, с какого момента отсчитывать срок хранения, если графа «Примечание» соответствующей статьи об этом умалчивает.

Сроки хранения договоров: теория и интересная практика (часть 2)

Во 2-й части статьи, опубликованной в этом номере журнала, мы анализируем изменения сроков хранения договоров в действующем Перечне управленческих документов 2020 г. по сравнению с предыдущим Перечнем 2010 г., какие новые договоры появились и какие исчезли (с примерами конкретных разновидностей договоров и статей Перечней). Некоторые договоры следует хранить вместе с определенными документами (что прямо указано в Перечне). Сколько хранить копии договоров, журналы регистрации и базы данных.

Актуальные вопросы перед внедрением КЭДО

В интервью Алексей Сахненко, руководитель продуктов HR-направления в СберКорус, специализирующийся на управлении IT-командами, ответил на распространенные вопросы, которые задают, размышляя над целесообразностью внедрения в своей организации кадрового электронного документооборота (КЭДО).

Как организовать оперативное и архивное хранение документов при присоединении государственных учреждений к вышестоящему

Перед реорганизацией в подразделениях присоединяемых учреждений были накоплены документы за несколько лет – что лучше оставить на оперативном хранении в новых подразделениях, а что куда передать (и как это оформить документально). Какие документы копятся в электронном виде. Как осуществляли передачу архивных фондов из присоединяемых учреждений в вышестоящее. Как при этом выявили и оформили утрату некоторых дел. Как разделили управленческую и отраслевую документацию, создав для них разные архивы и экспертные комиссии. Показали примеры актов и приказа, который организует этот сложный процесс.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Как определить сроки исполнения?

После того как определены документы, которые вы хотите контролировать в своей организации, необходимо понять, в какие сроки они должны быть исполнены. Казалось бы, что может быть проще? Посмотри на резолюцию руководителя и выполняй его указания, требуй исполнения документа в указанный срок. Но и здесь могут возникнуть проблемы, т.к. сроки исполнения документов могут трактоваться по-разному. Например, с какого момента начинать исчислять срок (со дня выдачи поручения или на следующий за ним день)? Его нужно считать в календарных или рабочих днях? Как быть с документами, срок исполнения которых приходится на выходные? А если срок вообще не указан? Чтобы разобраться с подводными камнями «сроков исполнения», постараемся проанализировать наиболее распространенные проблемы и дать практические рекомендации читателям, как же их избежать.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.