Альтернативный суд сэкономит ваши нервы и деньги

Ни одна компания не застрахована от разногласий со своими контрагентами и работниками. Разбирательство в государственном суде – процедура долгая и дорогая, а урегулировать спор на обычных переговорах удается не всегда. И хотя третейские суды в России появились недавно, многие уже оценили их преимущества: возможность выбора арбитров и места рассмотрения дела, индивидуальный подход к спорящим сторонам, конфиденциальность и низкая стоимость разбирательства.

Практически любая компания рано или поздно сталкивается с необходимостью решать спорные вопросы и разногласия со своими контрагентами в суде. А в кризисной ситуации конфликты и трения возникают в учащенном режиме. В нашей стране наибольшую популярность имеет государственная судебная система. Но сейчас система альтернативного разрешения споров (АРС) активно набирает обороты и бизнес-партнеры все чаще предпочитают выяснять отношения с ее помощью. Мы решили разобраться, почему и как это происходит.

Третейское многообразие

Что касается российского законодательства, то четкое понятие «третейского суда» в нем отсутствует. Статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ от 24.07.2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» лишь указывает на основную классификацию третейских судов по видам:

  • постоянно действующий третейский суд. Это суд, организованный при какой-либо организации, например, Третейский суд при Торгово-промышленной плате России. Третейские суды создаются как при некоммерческих, так и при коммерческих компаниях. Такие арбитражи имеют свои правила (уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства), утвержденные организацией, при которой они созданы;
  • третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (суд ad-hoc).

Пример 1

Возник спор двух организаций по поводу величины убытков в результате того, что одна из них не выполнила условия договора поставки. В процессе переговоров они так и не пришли к единому выводу. Отношения друг с другом они портить не хотят, но и мирным путем решить свой вопрос не могут. Каждая из сторон приводит свои доводы и считает их наиболее обоснованными и правильными. В государственный суд обращаться не хотят, так как не верят в его объективность да и саму процедуру считают затянутой. Искать где-то постоянно действующий третейский суд – лишние для них хлопоты.

Остановились на том, чтобы создать свой суд для решения своего конкретного спора по убыткам за невыполнение договора поставки. Заключили третейское соглашение. Каждая сторона в качестве судей предложила своих знакомых, которые, по их мнению, наиболее объективно и квалифицированно смогут дать оценку приводимым доказательствам и вынести правильное решение. Эти двое судей нашли третьего человека с юридическим образованием, профессионализму которого они оба доверяют, и поставили его председателем этого суда. Далее спорящие стороны договорились о месте рассмотрения своего дела и составили соглашение о правилах проведения разбирательства. В результате разбирательства было вынесено решение, которое вместе с другими материалами дела через месяц было передано на хранение в государственный арбитражный суд по месту рассмотрения спора.

Это типичный пример суда ad-hoc, который был создан по взаимному соглашению сторон и прекратил свое существование с момента вступления в законную силу судебного решения и передачи документов в государственный суд.

По своей специализации третейские суды подразделяются на следующие виды.

Международные арбитражные суды. Это постоянно действующие третейские суды, которые специализируются на спорах по договорным и другим гражданско-правовым отношениям, возникающим при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей. Также рассматриваются споры с участием предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 07.07.1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»).

Такие суды существуют в каждой стране, например, в России это Международный коммерческий...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Обновление штрафов за нарушения в работе с персональными данными

С 30 мая 2025 г. вступили в силу самые крупные многомиллионные штрафы (в т.ч. % с годовой выручки) за нарушения в работе с персональными данными. В табличной форме показываем все виды нарушений в этой сфере и наказаний за них, которые действуют на данный момент в административном и уголовном кодексах. Комментируем самые примечательные моменты. Например, за что и в каких организациях оштрафуют только должностное лицо, а в каких только само юрлицо, каким организациям штраф уменьшат в 2 раза или взыщут как с ИП.

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Как разделить на части ежегодный оплачиваемый отпуск

Какой продолжительности может быть ежегодный оплачиваемый отпуск. На какие части его можно разбивать – насколько мелко дробить, в какие дни предоставлять (как «тянуть одеяло на себя» пытаются некоторые работники и работодатели). Как документально оформить инициирование разбиения отпуска на части и согласие с этим другой стороны. Показываем образцы: предложения работодателя о планировании отпуска в графике на следующий год частями; заявления работника о том же; предложения работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; нескольких заявлений работников о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или даже на следующий год; согласия работника; отрицательных и положительных резолюций руководителя.

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.