Top.Mail.Ru

Еще раз о показателях оценки деятельности службы делопроизводства

Статья подготовлена в ответ на многочисленные пожелания еще раз рассказать о системе показателей оценки деятельности службы делопроизводства, а также привести примеры показателей (их конкретные формулировки). С их помощью вы сможете сделать эту оценку объективной и справедливой, перенеся центр тяжести из области эмоций и личных отношений в сферу технологии управления.
Статья адресована руководителям служб делопроизводства и подготовлена в ответ на многочисленные пожелания еще раз рассказать о системе показателей оценки деятельности службы делопроизводства, а также привести примеры показателей (их конкретные формулировки).

Делопроизводство – деятельность, охватывающая процессы документирования и организации работы с документами. Любой вид деятельности должен быть технологически организован, может подлежать нормированию, стандартизации, модернизации и развитию и, конечно же, должен оцениваться с точки зрения экономической эффективности, качества, результативности и в других аспектах.

Вопрос об оценке деятельности службы делопроизводства (и о том, как преодолеть недооценку) и эффективности процессов ДОУ рассматривался и на страницах нашего журнала, и на пленарных заседаниях двух профессиональных конгрессов ИНФОДОКУМ, проведенных Гильдией управляющих документацией в 2010 году. Он привлек большое внимание руководителей служб делопроизводства.

Действительно, в настоящее время не для всех организаций актуальной является задача построения системы показателей оценки деятельности в строгой зависимости от стратегии развития. А в организациях, имеющих стратегию, очень редко аспект использования документированной информации рассматривается в качестве значимой инфраструктурной «ключевой области» развития. Задачу сформулировать миссию службы делопроизводства перед ее руководителем практически никто не ставит.

В то же время деятельность службы делопроизводства постоянно оценивается всеми – сотрудниками организации, руководителями равностоящих структурных подразделений, непосредственным и вышестоящим руководством, а также внешними взаимодействующими организациями, клиентами и гражданами. Такая оценка «на 360 градусов» имеет реальную основу, поскольку служба делопроизводства является центром документированного взаимодействия и основной точкой маршрутизации документооборота. Главная задача – сделать эту оценку системной, объективной и справедливой, перенеся центр тяжести из области эмоций и личных отношений на уровень технологии и организации взаимодействия в системе управления организацией.

Традиционным главным критерием оценки деятельности службы делопроизводства (а также универсальной формулировкой показателя) является следующий: «полнота реализации функций, закрепленных положением о подразделении». В структуру текста положения о любом подразделении всегда рекомендовалось включать специальный раздел – «Показатели оценки деятельности», содержащий, как минимум, подобный универсальный показатель. В раздел включались и другие, которые могли быть качественными и количественными показателями, но должны были применяться и действовать постоянно или достаточно длительно, по крайней мере, в течение срока действия утвержденного положения о подразделении.

Лучшие практики организаций показывают, что методика оценки деятельности по выполняемым подразделениями «текущим» задачам и функциям является приоритетной и достаточно успешной. Система показателей оценки деятельности (система KPI 1) может быть не только средством операционализации стратегии, но и инструментом правильного позиционирования любого подразделения в системе управления. Его нужно только «настроить» на гибкость и безусловное соответствие задачам деятельности.

В этой связи главными задачами для руководителя службы делопроизводства мы считаем следующие:

  • четко определить роль и место службы ДОУ в системе управления организацией (понимать самому, постоянно работать над созданием и продвижением репутации подразделения);
  • осовременить, сформулировать заново цель, задачи и функции, которые выполняет служба делопроизводства на основе требований действующих нормативных правовых актов в сфере ДОУ и с обязательным учетом положений стандартов по управлению документами;
  • согласовать цель и задачи деятельности с непосредственным руководителем и руководством организации, все усилия направлять на успешную реализацию задач, в режиме текущего информирования представлять руководству аналитические сведения о внутренних процессах организации, которым возможно дать оценку на основании документов;
  • вписать систему KPI в сфере ДОУ в общую систему показателей оценки деятельности...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Годовая премия: самые распространенные ошибки

Как долго могут тянуть с выплатой годовой премии? Насколько свободно работодатель может определять ее размер? Что обычно работники обжалуют в суде? Как организовать ознакомление работников с приказами о премировании, чтобы потом не было проблем?

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Как потребителю доказать суду направление документов ответчику

Какие варианты подтверждения передачи документов организации нарочным или через почту существуют? На какой адрес направлять документы? Обязана ли организация оформлять на экземпляре визитера «делопроизводственную» отметку о поступлении документа и входящий регистрационный номер, «юридическую» отметку о получении документа? Как преодолеть ее отказ? Что делать, если мировой судья отказывается принять заявление потребителя к рассмотрению (например, о замене товара ненадлежащего качества)? Как это преодолеть? Какие условия для этого должны быть выполнены?

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.