Top.Mail.Ru
Законодательство требует провести в ООО и АО как минимум одно общее собрание его участников (акционеров) в год для утверждения итогов работы общества за год и принятия иных принципиальных решений. При этом важно соблюсти установленные сроки и ряд других принципиальных моментов.
Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществах (АО) предусматривает проведение ежегодного общего собрания. По сути, на этом собрании должны подводиться итоги деятельности организации за предыдущий год и определяться стратегические цели ее развития в новом году.

Процедура созыва и проведения годовых собраний достаточно четко регламентирована действующим законодательством. Для ООО в статьях 34–36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»(далее – ФЗ «Об ООО»), для АО главой VII Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»(далее – ФЗ «Об АО»). Несмотря на достаточно детальную регламентацию, при созыве и проведении общих собраний возникает довольно много вопросов. В настоящей статье мы постараемся разъяснить некоторые из них.

Срок проведения собрания: не все так просто

В соответствии со ст. 47 ФЗ «Об АО» Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

Согласно ст. 34 ФЗ «Об ООО» очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем 1 раз в год. Общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 4 месяца после окончания финансового года.

Таким образом, в соответствии с требованиями корпоративного права акционерное общество должно проводить общее собрание с 1 марта по 30 июня, а общество с ограниченной ответственностью – с 1 марта по 30 апреля. Однако в данной ситуации есть небольшой нюанс. В соответствии с действующим законодательством к исключительной компетенции высшего органа управления хозяйственным обществом, каким является общее собрание участников или акционеров (ОСУ или ОСА), относится утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества.

Схема 1. Сроки проведения общего собрания участников / акционеров в ООО / АО

Однако в соответствии со ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете» хозяйственные общества обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, имеется прямая коллизия между корпоративным законодательством и законодательством о бухгалтерском учете. Каковы пути ее решения?

У хозяйственных обществ есть несколько вариантов действий:

  • проводить годовое ОСА/ОСУ до 31 марта, чтобы представить отчетность в налоговый орган в установленные сроки. К сожалению, этот вариант возможен только для небольших организаций, где подведение итогов не требует много времени, а корпоративные процедуры могут быть значительно ускорены в силу небольшого числа участников/акционеров. В крупных компаниях с разветвленной филиальной сетью утверждение отчетности за 90 дней практически невозможно. Ее надо подготовить, получить аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии, отчетность должен утвердить Совет директоров, затем необходимо соблюсти процедуры уведомления акционеров и дать им время на ознакомление с документами. А как сделать все это за три месяца, да еще с учетом российских январских каникул? А если добавить к этому, что многие крупные организации готовят отчетность не только в соответствии с требованиями российского законодательства, но и согласно требованиям международной отчетности, а в ряде случае еще и по законодательству акционеров-нерезидентов, владеющих крупными пакетами акций, то 90 дней покажутся уж очень коротким сроком;
  • проводить годовое общее собрание в удобное время с учетом сроков, установленных корпоративным законодательством. Отчетность в налоговые органы предоставлять позже установленного законодательством срока и быть готовым платить штрафы за ее несвоевременное представление. В соответствии со ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком… документов, предусмотренных в законодательстве, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. На такой штраф легче согласиться, чем «комкать» процедуру подведения финансовых итогов за...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Новый методический документ о контроле в сфере архивного дела (часть 2)

Росархив утвердил Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле. Во второй части статьи, которую публикуем в этом номере журнала, мы систематизировали в табличной форме, какие документы можно предъявить при проверке, чтобы доказать соблюдение обязательных требований законодательства об архивном деле и правил работы с НТД.

Как можно применять профстандарты в службе делопроизводства

Показываем на примерах, как можно находить и скачивать профстандарты из официального реестра. Как правильно соотнести должность из определенной сферы деятельности с конкретным профстандартом. Показываем список действующих профстандартов для административно-офисного персонала. Как можно воспользоваться сформулированными в профстандарте требованиями к образованию и опыту работы, к составу трудовых действий и необходимым знаниям и умениям: при описании вакансии, проведении аттестации, распределении обязанностей между сотрудниками своего подразделения (избавление от дубляжа, обнаружение «бесхозного» функционала), составлении должностных инструкций.

Кто и как проверяет ведение делопроизводства нотариусами

Делопроизводство у нотариусов поставили на реальный контроль. Например, новичков после 1-го года работы обязательно проверят, а у всех остальных ведение делопроизводства планируют проверять 1 раз в 4 года, есть и другие «интересности».

Закон о русском языке: что изменилось?

Последние изменения в законе «О государственном языке Российской Федерации» преподносятся как установленный запрет иностранных заимствований в официальных документах, розничной торговле и др. Давайте разбираться, что и в каких сферах запретили. На какие словари можно ориентироваться и чего ждать дальше.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).