Top.Mail.Ru

Арбитражная практика: Так каким же перечнем пользоваться акционерным обществам?

Вопрос о том, каким «Перечнем типовых управленческих документов с указанием сроков хранения» нужно пользоваться акционерным обществам, – «старым» 2000 года или же новым 2010 года – стал в последнее время достаточно популярной темой для дискуссий среди специалистов в области управления документами. Единства мнений достичь не удалось, и все с интересом ждали, что скажут судьи. Ждать, как оказалось, пришлось недолго.
Вопрос о том, каким «Перечнем типовых управленческих документов с указанием сроков хранения» нужно пользоваться акционерным обществам, – «старым» 2000 года1 или же новым 2010 года2 – стал в последнее время достаточно популярной темой для дискуссий среди специалистов в области управления документами. Единства мнений достичь не удалось, и все с интересом ждали, что скажут судьи. Ждать, как оказалось, пришлось не долго.

Проведенный ранее анализ практики применения Перечней при рассмотрении судебных споров в 2007-2008 годах3 показал, что они чаще всего упоминались в контексте исков акционеров и членов обществ с ограниченной ответственностью по поводу нарушения их законных прав на ознакомление с документами соответствующих коммерческих организаций (такие дела составили 47,3% от всех выявленных судебных дел, в которых упоминались Перечни).

Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2011 по делу № А51-619/2011 также было связано с непредставлением документов закрытого акционерного общества акционеру и наложенным на него за это наказанием. При вынесении решения суду пришлось разбираться с тем, какие же Перечни должно в данном случае применять акционерное общество.

Суть спора в Приморском суде

В октябре 2010 года представитель одного из акционеров ЗАО «Транспортно-экспедиторская компания «ТЭКО»», владевшего более чем 25% акций, обратился в общество с требованием о предоставлении копий документов, в том числе налоговых деклараций на прибыль за период с 2006 по 2010 год. Общество отказалось представлять запрошенные документы, мотивировав это тем, что ни статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ни «Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ», утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/ПС, данные документы не включены в перечень обязательных для хранения акционерным обществом.

В итоге акционер обратился с жалобой в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в Дальневосточном федеральном округе, которое составило протокол об административном правонарушении (по ч. 1 ст. 19 КоАП) и оштрафовало организацию на 500 тысяч рублей.

Считая это решение незаконным, акционерное общество обратилось в суд. Позиция общества заключалась в следующем:

  • Прямого указания на необходимость хранить и представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций нет ни в законе об акционерных обществах, ни в иных нормативных правовых актах уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг – ФСФР.
  • Ссылка административного органа на «Перечень типовых управленческих архивных документов» 2010 года неосновательна, поскольку данный подзаконный ведомственный акт не влечет правовых последствий в связи с тем, что опубликован только в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 20.09.2010 № 38, что...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Обновление штрафов за нарушения в работе с персональными данными

С 30 мая 2025 г. вступили в силу самые крупные многомиллионные штрафы (в т.ч. % с годовой выручки) за нарушения в работе с персональными данными. В табличной форме показываем все виды нарушений в этой сфере и наказаний за них, которые действуют на данный момент в административном и уголовном кодексах. Комментируем самые примечательные моменты. Например, за что и в каких организациях оштрафуют только должностное лицо, а в каких только само юрлицо, каким организациям штраф уменьшат в 2 раза или взыщут как с ИП.

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Как разделить на части ежегодный оплачиваемый отпуск

Какой продолжительности может быть ежегодный оплачиваемый отпуск. На какие части его можно разбивать – насколько мелко дробить, в какие дни предоставлять (как «тянуть одеяло на себя» пытаются некоторые работники и работодатели). Как документально оформить инициирование разбиения отпуска на части и согласие с этим другой стороны. Показываем образцы: предложения работодателя о планировании отпуска в графике на следующий год частями; заявления работника о том же; предложения работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; нескольких заявлений работников о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или даже на следующий год; согласия работника; отрицательных и положительных резолюций руководителя.

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.