Top.Mail.Ru

Арбитражная практика: Так каким же перечнем пользоваться акционерным обществам?

Вопрос о том, каким «Перечнем типовых управленческих документов с указанием сроков хранения» нужно пользоваться акционерным обществам, – «старым» 2000 года или же новым 2010 года – стал в последнее время достаточно популярной темой для дискуссий среди специалистов в области управления документами. Единства мнений достичь не удалось, и все с интересом ждали, что скажут судьи. Ждать, как оказалось, пришлось недолго.
Вопрос о том, каким «Перечнем типовых управленческих документов с указанием сроков хранения» нужно пользоваться акционерным обществам, – «старым» 2000 года1 или же новым 2010 года2 – стал в последнее время достаточно популярной темой для дискуссий среди специалистов в области управления документами. Единства мнений достичь не удалось, и все с интересом ждали, что скажут судьи. Ждать, как оказалось, пришлось не долго.

Проведенный ранее анализ практики применения Перечней при рассмотрении судебных споров в 2007-2008 годах3 показал, что они чаще всего упоминались в контексте исков акционеров и членов обществ с ограниченной ответственностью по поводу нарушения их законных прав на ознакомление с документами соответствующих коммерческих организаций (такие дела составили 47,3% от всех выявленных судебных дел, в которых упоминались Перечни).

Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2011 по делу № А51-619/2011 также было связано с непредставлением документов закрытого акционерного общества акционеру и наложенным на него за это наказанием. При вынесении решения суду пришлось разбираться с тем, какие же Перечни должно в данном случае применять акционерное общество.

Суть спора в Приморском суде

В октябре 2010 года представитель одного из акционеров ЗАО «Транспортно-экспедиторская компания «ТЭКО»», владевшего более чем 25% акций, обратился в общество с требованием о предоставлении копий документов, в том числе налоговых деклараций на прибыль за период с 2006 по 2010 год. Общество отказалось представлять запрошенные документы, мотивировав это тем, что ни статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ни «Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ», утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/ПС, данные документы не включены в перечень обязательных для хранения акционерным обществом.

В итоге акционер обратился с жалобой в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в Дальневосточном федеральном округе, которое составило протокол об административном правонарушении (по ч. 1 ст. 19 КоАП) и оштрафовало организацию на 500 тысяч рублей.

Считая это решение незаконным, акционерное общество обратилось в суд. Позиция общества заключалась в следующем:

  • Прямого указания на необходимость хранить и представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций нет ни в законе об акционерных обществах, ни в иных нормативных правовых актах уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг – ФСФР.
  • Ссылка административного органа на «Перечень типовых управленческих архивных документов» 2010 года неосновательна, поскольку данный подзаконный ведомственный акт не влечет правовых последствий в связи с тем, что опубликован только в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 20.09.2010 № 38, что...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Последствия неточностей в кадровых документах (часть 2)

Что будет, если в приказе о приеме на работу и трудовом договоре записаны разные условия? Какие ошибки суд сочтет техническими (не имеющими негативных последствий для организации), а какие смысловыми, и, скорее всего, встанет на сторону работника? Как поведение сторон трудового спора может повлиять на квалификацию судом ошибок в кадровых документах?

Изменения полномочий и документов органов управления АО и ООО

В августе 2024 г. внесли обширные изменения в законы об ООО, АО и ряд дрдругих. Уточнили, что должно быть указано в протоколах общего собрания участников / акционеров и совета директоров, варианты их подписания. Изменили порядок проведения общего собрания с дистанционным участием. Скорректировали подход к разграничению полномочий между различными органами управления в ООО и АО. Регламентировали порядок заседаний и принятия решений советом директоров ООО. Обязательным станет нотариальное заверение решений о назначении директора ООО. И др.

Материально-техническое обеспечение архива: что следует предусмотреть?

Что стоит закупать для обеспечения нормальной работы архива организации? Вам пригодится как сам подробный список, так и пояснения опытного архивиста о том, что бывает и что лучше выбирать, как использовать. Поговорим о стеллажах, архивных коробах, светильниках и оборудовании окон, мебели, оргтехнике, канцтоварах, коммунальном обслуживании, охране и пожарной безопасности. Ссылки на нормативную базу и сама логика работы помогут доказать руководству, что это вам действительно нужно.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.