Арбитражная практика: Так каким же перечнем пользоваться акционерным обществам?

Вопрос о том, каким «Перечнем типовых управленческих документов с указанием сроков хранения» нужно пользоваться акционерным обществам, – «старым» 2000 года или же новым 2010 года – стал в последнее время достаточно популярной темой для дискуссий среди специалистов в области управления документами. Единства мнений достичь не удалось, и все с интересом ждали, что скажут судьи. Ждать, как оказалось, пришлось недолго.
Вопрос о том, каким «Перечнем типовых управленческих документов с указанием сроков хранения» нужно пользоваться акционерным обществам, – «старым» 2000 года1 или же новым 2010 года2 – стал в последнее время достаточно популярной темой для дискуссий среди специалистов в области управления документами. Единства мнений достичь не удалось, и все с интересом ждали, что скажут судьи. Ждать, как оказалось, пришлось не долго.

Проведенный ранее анализ практики применения Перечней при рассмотрении судебных споров в 2007-2008 годах3 показал, что они чаще всего упоминались в контексте исков акционеров и членов обществ с ограниченной ответственностью по поводу нарушения их законных прав на ознакомление с документами соответствующих коммерческих организаций (такие дела составили 47,3% от всех выявленных судебных дел, в которых упоминались Перечни).

Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2011 по делу № А51-619/2011 также было связано с непредставлением документов закрытого акционерного общества акционеру и наложенным на него за это наказанием. При вынесении решения суду пришлось разбираться с тем, какие же Перечни должно в данном случае применять акционерное общество.

Суть спора в Приморском суде

В октябре 2010 года представитель одного из акционеров ЗАО «Транспортно-экспедиторская компания «ТЭКО»», владевшего более чем 25% акций, обратился в общество с требованием о предоставлении копий документов, в том числе налоговых деклараций на прибыль за период с 2006 по 2010 год. Общество отказалось представлять запрошенные документы, мотивировав это тем, что ни статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ни «Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ», утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/ПС, данные документы не включены в перечень обязательных для хранения акционерным обществом.

В итоге акционер обратился с жалобой в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в Дальневосточном федеральном округе, которое составило протокол об административном правонарушении (по ч. 1 ст. 19 КоАП) и оштрафовало организацию на 500 тысяч рублей.

Считая это решение незаконным, акционерное общество обратилось в суд. Позиция общества заключалась в следующем:

  • Прямого указания на необходимость хранить и представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций нет ни в законе об акционерных обществах, ни в иных нормативных правовых актах уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг – ФСФР.
  • Ссылка административного органа на «Перечень типовых управленческих архивных документов» 2010 года неосновательна, поскольку данный подзаконный ведомственный акт не влечет правовых последствий в связи с тем, что опубликован только в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как по новым правилам привлечь к ответственности недобросовестного «удаленщика»

Эпидемия коронавируса заставила Минтруд подготовить пакет поправок о работе на удаленке. Закон № 407-ФЗ был принят 08.12.2020 с соответствующими изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс РФ, которые вступили в силу с 1 января 2021 года. Расскажем, как по новым правилам можно закрепить обязанности удаленного сотрудника, чтобы иметь возможность контролировать его работу, а в случае недобросовестности привлечь к дисциплинарной ответственности (в чем особенности процедуры, можно ли уволить за прогул или непредставление отчета о проделанной работе и др.).

Отстранение от работы из-за повышенной температуры в период борьбы с COVID-19: как оформить приказ, ответственность за нарушения

Кто обязал работодателей ежедневно измерять температуру у своих сотрудников и в случае обнаружения повышенной температуры отстранять таких лиц от работы? Какая температура считается повышенной? Ответственность организации и человека, которые отказываются от соблюдения мер профилактики COVID-19, весьма серьезная (в исключительных случаях для граждан штраф до 2 000 000 руб. и лишение свободы до 5 лет, организацию могут оштрафовать до 1 000 000 руб., приостановить ее деятельность до 90 суток и дисквалифицировать руководителя) – разъясняем в статье все возможные варианты. Поэтому работодателю важно документировать факт отстранения от работы предположительно заболевшего сотрудника. Объясняем также, что нужно сделать потом.

Как изменилась дистанционная работа с 1 января 2021 года

Поможем вам разобраться в изменениях правил дистанционной работы, которые «заработали» с января 2021 года в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на «удаленку»; всегда ли требуется согласие работника; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; как обмениваться документами; когда и какие электронные подписи использовать; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; чем работодатель должен обеспечить таких работников; по каким причинам их можно уволить и т.д. Привели все принципиальные положения главы 49.1 ТК РФ и собрали мнения экспертов: что станет лучше для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Как «обезглавленной» организации продолжить работу

Что делать, если «из строя вышел» генеральный директор... временно либо навсегда? Какие действия предпринять компании, чтобы продолжить заключать договоры, распоряжаться денежными средствами на расчетном счете, сдавать отчетность, осуществлять функции работодателя? Какие полномочия можно передать по доверенности, а какие – ​нет? И как вернуть полномочия вернувшемуся директору? Приводим образцы формулировок для документов, которые пригодятся на практике. Рассмотрели разные варианты «выбытия» участника общества (владельца бизнеса), чтобы сориентировать вас в возможных последствиях и способах нормализации ситуации. В этом номере читайте вторую часть данной статьи.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Кто отвечает за делопроизводство в подразделении и организации в целом?

Прежде всего нужно уяснить, что за документальный фонд организации отвечает ее первый руководитель. Но может ли быть привлечен к ответственности непосредственный иполнитель, на которого документально возложена обязанность по ведению делопроизводства (например, за ошибки в трудовых книжках, в работе с обращениями граждан, за сохранность бухгалтерских документов)? Здесь ответ не всегда однозначен. Вы узнаете, где установлена ответственность и какова судебная практика. Объясним, как можно регламентировать внутренними документами ответственность руководителей организации и подразделений, «центральной» службы делопроизводства и ответственных за него в подразделениях; как можно распределить обязанности по ведению делопроизводства между «центром» и «периферией».

Организационный аспект проведения совещаний на предприятии

Автор делится своими секретами по организации эффективного совещания. Предлагается пошаговая методика его подготовки (вы узнаете, как формируется повестка дня, как организовать взаимодействие с участниками совещания и приглашенными, как подготовить информационные материалы и помещение для встречи). Предлагается оптимальный регламент обсуждения, который базируется на рекомендациях психологов. Рассмотрены вопросы хода протоколирования, сроков оформления протокола, правил составления его копии и выписки для ­информирования исполнителей тех решений, которые были приняты на совещании.

Печать организации: изготавливаем, вводим в действие, защищаем и уничтожаем

Вы узнаете, чем отличается основная печать (круглая или гербовая) от дополнительной и от штампа, как выглядят оттиски нескольких экземпляров одной печати и дубликата утерянной. Каковы обязательные реквизиты печати? Как заказать и ввести в действие новую печать? Что делать, если старая пришла в негодность или пропала, как обезопасить себя от ее несанкционированного использования? Чем грозит изготовление подделок? Как защитить печати и штампы своего предприятия, организовав их учет и закрепив ­за ответственными должностными лицами?