Top.Mail.Ru

ОТПРАВЛЯЕМ В ОТПУСК... ежегодный основной оплачиваемый

Продолжим разговор, начатый в прошлом номере журнала, об отпусках за первый год работы у конкретного работодателя. Теперь нам предстоит разобраться в том, как оформляется отпуск за второй и последующие годы работы. Вы узнаете, как составить все необходимые документы. Должное внимание мы уделим графику отпусков, извещению работника о начале его отпуска, приказам. Остановимся на вопросах документального оформления перенесения отпуска, его продления и отзыва сотрудника из отпуска.

Отпуск за второй и последующие годы работы

После отработки первого года работы отпуск предоставляется в любое время, в т.ч. авансом. Главное, чтобы отпуск не оформлялся ранее наступления того рабочего года, за который он полагается.

В отпуск – по графику

В целях упорядочения предоставления ежегодного времени отдыха работающим по трудовому договору законодательство предусматривает, что очередность отпусков устанавливается специальным документом, который в обязательном порядке должен быть в любой организации, использующей наемный труд, – графиком отпусков. Причем закон предписывает утверждать данный график не позднее чем за 2 недели до наступления каждого календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ).

Пример 10

График отпусков на 2011 год должен был утверждаться не позднее 17.12.2010. А в организации, работающей по пятидневной рабочей неделе, график отпусков на 2012 год следует оформить не позднее 16.12.2011.

Если новый сотрудник поступил на работу в конце года, то работодатель может отразить и его отпуск в графике на следующий календарный год.

Сколько и когда «гуляем»?

О том, в каких документах устанавливается продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и сколько она может составлять, мы говорили в предыдущей части статьи. Сейчас обратим внимание читателей на следующее. Так как отпуск исчисляется по ТК РФ в календарных днях, обычные выходные дни (суббота и воскресенье) в число календарных дней отпуска включаются всегда. А вот если на период ежегодного основного отпуска попадут нерабочие праздничные дни 1, то они в число календарных дней отпуска войти не должны (ч. 1 ст. 120 ТК РФ).

Пример 11

Ведущему специалисту административно-хозяйственного отдела Карееву П.О. за второй рабочий год с 29.07.2011 по 28.07.2012 в ЗАО «Торговый дом «МИР» полагается ежегодный основной оплачиваемый отпуск минимальной продолжительности – 28 календарных дней. Кареев П.О. выразил желание отгулять весь отпуск с 01.06.2012, и работодатель согласился предоставить отпуск в июне 2012 года.

Однако согласно ч. 1 ст. 120 ТК РФ 12 июня празднуется День России. Поэтому Кареев П.О. может рассчитывать на отпуск продолжительностью 28 календарных дней, в который не будет включен нерабочий праздничный день 12 июня 2012 года, поэтому период отпуска в графике отпусков на 2012 год должен быть указан с 01.06.2012 по 29.06.2012. Эти же временные рамки следует зафиксировать в приказе (распоряжении) о предоставлении отпуска работнику.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается не только время фактической работы сотрудника у данного работодателя с момента его приема на работу 2, но и:

  • время ранее отгулянного ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные и выходные дни, другие дни отдыха, а также иное время, когда работник хоть фактически и не работал, но за ним было сохранено место работы (должность);
  • время так называемого «вынужденного прогула», которое бывает при восстановлении на прежней работе незаконно уволенного или отстраненного от работы, а также период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине;
  • время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, но только в части, не превышающей 14 календарных дней в течение рабочего года (ч. 1 ст. 121 ТК РФ).

В ТК РФ (ч. 2 ст. 121) прямо установлены и периоды, которые не должны включаться в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск:

  • время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ;
  • время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.

Пожелания работников

Выявление пожеланий работников является важным элементом подготовки графика отпусков. В целях оптимизации процесса сбора информации рекомендуем в небольших компаниях предлагать сотрудникам заполнять бланк заявления о том, в какое время они хотели бы получить отпуск (его образец приведен в Примере 12), либо заполнять специально подготовленные для этой цели опросные листы (см. Пример 13). В организациях с большим числом работающих по найму можно посоветовать составление отдельных планов отпусков по структурным подразделениям (как это показано в Примере 14).

Пример 12. Заявление о планируемом отпуске с визами согласования и резолюцией

Пример 13. Опросный лист о планируемом отпуске

Пример 14. План отпусков по конкретному подразделению

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Годовая премия: самые распространенные ошибки

Как долго могут тянуть с выплатой годовой премии? Насколько свободно работодатель может определять ее размер? Что обычно работники обжалуют в суде? Как организовать ознакомление работников с приказами о премировании, чтобы потом не было проблем?

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Как потребителю доказать суду направление документов ответчику

Какие варианты подтверждения передачи документов организации нарочным или через почту существуют? На какой адрес направлять документы? Обязана ли организация оформлять на экземпляре визитера «делопроизводственную» отметку о поступлении документа и входящий регистрационный номер, «юридическую» отметку о получении документа? Как преодолеть ее отказ? Что делать, если мировой судья отказывается принять заявление потребителя к рассмотрению (например, о замене товара ненадлежащего качества)? Как это преодолеть? Какие условия для этого должны быть выполнены?

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.