Новогодние праздники немного расхолаживают работников, руководство обычно смотрит на это как на временное явление и потому относится терпимо. Но кто-то может и «перегнуть палку»: работник – потерять чувство меры, а администрация не к месту «закрутить гайки». Так давайте разберемся, как можно и как нельзя бороться с опозданиями. Почему работники оспаривают наложение дисциплинарных взысканий за опоздания и в каких случаях они выигрывают дела? Как соблюсти процедуру увольнения за опоздание, если дело дошло до этой крайней меры?

Как показывает практика, опоздать может любой. Спектр причин довольно широк: от хронической несобранности до недосыпания из-за перегрузок на работе, когда рабочий день превышает 10–14 часов. Условно можно выделить несколько категорий опаздывающих работников:

  1. Редко опаздывающие (несколько раз в год). Как правило, их опоздания связаны с нетипичными обстоятельствами: необходимостью обращения к врачу, проблемами с ребенком, транспортными коллапсами и пр.
  2. Работники, опаздывающие часто, но ненамного, на пять–семь минут. Как правило, они максимально наполняют свое время делами, не оставляя запаса на непредвиденные обстоятельства. Опоздание на работу с утра они не склонны оценивать как преступление, если оно не имело катастрофических последствий (не сорвалось подписание контракта, сделки и т.д.), то, по их мнению, и наказывать не за что.
  3. Хронически несобранные люди, постоянные нарушители дисциплины. Меры воздействия на них редко имеют эффект, и с собой они ничего поделать не могут. Как правило, такие люди, обделенные природой обычным чувством ответственности и дисциплины, обладают другими качествами, которые могут компенсировать их несобранность: это двигатели бизнеса и продаж, рекламные агенты, фонтанирующие креативными идеями, аналитики и люди творческих профессий.

Как можно и как нельзя бороться с опозданиями

Для начала расскажем вам реальный случай:

Пример 1

Осенью 2009 г. было возбуждено уголовное дело в отношении старшего лейтенанта милиции, командира взвода отдельной роты ДПС ОГИБДД УВД по Приморскому району. Его подозревали в превышении должностных полномочий, совершенном с применением насилия (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Согласно материалам уголовного дела 17.10.2009 в помещении роты ДПС он решил наказать подчиненного ему по службе инспектора ДПС за опоздание на службу. Наказание было суровым: командир ударил подчиненного кулаком по голове, при этом одновременно сбил с ног подсечкой и применил удушающий прием 1.

Как же бороться с опозданиями?

Почему возникают споры?

Казалось бы, работник виноват: он опоздал и его за это наказали. Однако он начинает оспаривать примененное наказание (а следовательно, и избранные работодателем меры воздействия на него) в суде. Какие причины толкают его на это? Выделим основные:

  • знание законодательства и установление промахов работодателя при проведении процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности;
  • знание последствий (например, лишение крупной премии или реализация негласной установки на торможение карьерного роста нарушителей дисциплины) и желание их избежать любым путем;
  • знание несовершенства электронных систем слежения и фиксации приходов и уходов сотрудников. Спор имеет шансы на положительные для работника результаты, если в указанной системе бывают сбои или отмечаются иные недостатки;
  • нелояльность работника к работодателю. Ему не страшно вызвать гнев начальства из-за развязывания трудового спора. Скорее всего, он либо занимает достаточно высокое положение, либо, наоборот, находится на самой низшей ступени и уверен, что на его непрестижную должность / профессию (уборщик, вахтер, дворник и пр.) с невысокой зарплатой найдется немного претендентов, да и то не сразу. Третий тип сотрудника-спорщика – это тот, кто планирует покинуть работодателя, перейдя к новому, и напоследок желает получить максимум выплат (премии, бонусы), за которые он готов и побороться;
  • работник принципиально не согласен с фактом опоздания. Такие споры не редкость. Особенно с теми работниками, которые по своей трудовой функции не связаны ни с рабочим местом, ни со временем начала рабочего дня и его окончания. Например, сервис-инженер или электрик на предприятии, рабочий день которого вообще может быть «рваным»: его могу вызвать на работу ранее начала рабочего дня или послать на устранение неполадок с периферийными устройствами в обеденный перерыв. Отсутствие указания на такую специфику рабочего времени в его трудовом договоре – проблема работодателя, потому как при возникновении подобного спора сотрудник сможет доказать выполнение им своей трудовой функции в другом месте, которое также можно признать рабочим;
  • работник не согласен с оценкой отсутствия на рабочем месте в качестве опоздания (нарушения дисциплины). К таким ситуациям относятся, например, опоздания на работу командированных, прибывших в родной город за час-два до начала рабочего дня. Работники считают, что они имеют право заехать домой, подготовиться к работе и только потом прибыть на рабочее место;
  • споры уволенных работников. Большинство таких споров сопровождает желание работника восстановиться на работе и взыскать с работодателя оплату за время вынужденного прогула. Зачастую они считают увольнение несоразмерным наказанием их опозданиям. Заметим, что в этом случае они частенько оказываются правы.

Почему работники успешно оспаривают взыскания за опоздания?

Как мы уже отметили, чаще всего работодатели сами виноваты в том, что работники оспаривают наложение взыскания за опоздание. Причины тому следующие:

  • нарушение работодателем процедуры применения дисциплинарного взыскания;
  • вынесение приказа о наказании за пределами срока привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • отсутствие или недоказанность факта нарушения дисциплины (факта опоздания или раннего ухода с работы);
  • неправильная фиксация опозданий.

Бывает, что суд расценивает допущенное работником опоздание как малозначительное и не соглашается с его оценкой работодателем, как существенное нарушение дисциплины, «достойное» увольнения (например, см. кассационное определение Ростовского областного суда от 07.11.2011 по делу № 33-14944) 2.

Когда за опоздания увольняют?

Расхожее мнение, что работодатель непременно уволит за опоздание, не всегда справедливо. Говорить о том, что работодатель поставил целью уволить работника, можно в следующих случаях:

  • сотрудник хронически...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Отпуск при увольнении работника

Что выгоднее человеку: взять компенсацию за неиспользованный отпуск или отгулять его перед увольнением? После ответа на этот важный вопрос объясняем правила осуществления этих вариантов (требования законодательства, разъяснения сложных моментов от Роструда и Минтруда России, к чему склоняется судебная практика). Предоставление отпуска с последующим увольнением – более сложная «схема» действий. Какой день считается последним рабочим? Когда можно передумать увольняться? И др. Показываем образцы оформления заявления работника и приказов об отпуске и увольнении.

Варианты оформления оплаты в договоре

Какие возможности и ограничения устанавливает законодательство (если условия договора будут им противоречить, то они будут признаны недействительными). Объясняем их понятно и четко (например, лимит на оплату наличными; для кого в какой валюте возможен платеж и др.).Какие варианты определения момента оплаты могут быть (показываем условия договора, выгодные плательщику либо получателю денег). Если оплата возможна только в рублях, то как привязать цену к валюте.Выплата аванса (предоплата) или постоплата, рассрочка, отсрочка, абонентская плата, можно добавить условия коммерческого кредита (когда на задерживаемую сумму будут начисляться проценты) – это все разные варианты. Объясняем разницу между ними и тонкости, чтобы вы выбрали наиболее удобный вариант и правильно оформили его в договоре.

Кого ставить на воинский учет.

На воинский учет следует ставить всех работников мужского пола. Какие исключения есть из этого правила? Кроме того, женщин каких профессий и специальностей это тоже касается? Разбираемся и со сложными случаями – что делать с людьми, отбывавшими наказание в виде лишения свободы (в отношении них правила изменились 24.06.2023); с только что получившими российское гражданство; с принятыми на работу по совместительству или студентами очной формы обучения. Достаточно распространена ситуация, когда человек не имеет регистрации в месте проживания, где он устроен на работу. Для уведомления военкомата о таких работниках предусмотрены специальные формы документов, примеры заполнения которых мы показываем.

Расширение зоны запретов на использование иностранных мессенджеров

Объясняем, какие мессенджеры каким организациям и для чего запретили использовать. С 1 июня 2025 года широкому кругу организаций в принципе запретили общение с гражданами России (в т.ч. с собственными клиентами) через иностранные мессенджеры. Ранее 1 марта 2023 года были введены более фрагментарные запреты, которые тоже продолжают действовать.А штраф для непослушных организаций может доходить до 700 000 рублей. Рассказываем и о конкретном судебном деле, возникшем из-за того, что сотрудник банка послал клиенту информацию о взыскании просроченной задолженности, а банк потом за это оштрафовали на 200 000 рублей.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.