Top.Mail.Ru

Трудовой договор для дистанционного работника

Если в вашей организации дистанционный работник появился раньше, чем подобная форма труда была «разрешена» Трудовым кодексом, то стоит ли его переоформлять по новой схеме? Как составить текст трудового договора с дистанционным работником и на что при этом обратить особое внимание?

Нужно ли переоформлять договоры?

До принятия гл. 49.1 ТК РФ отношения с сотрудниками, работающими удаленно с помощью телекоммуникационных сетей, были либо гражданско-правовыми, либо же заключался трудовой договор о надомной работе. Однако ни то, ни другое не соответствовало действительности. И теперь у работодателей возникает справедливый вопрос: нужно ли в связи с поправками в ТК РФ вносить соответствующие изменения в заключенные ранее трудовые договоры с такими работниками?

ТК РФ не требует изменения условий трудового договора в связи с изменением законодательства. Более того, в ст. 12 ТК РФ сказано, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (если иное прямо не оговорено).

Поэтому если ваш сотрудник является действительно надомным работником, то ничего менять не нужно. Если же его надомная работа была «прикрытием» и сторонам трудовых отношений удобнее взаимодействовать по правилам, установленным для дистанционного труда, то лучше всего заключить новый трудовой договор о дистанционной работе, прекратив действие старого договора о надомной работе по соглашению сторон.

Текст трудового договора

Можно сколько угодно критиковать или восхищаться новой схемой документального оформления трудовых отношений, придуманной законодателем для дистанционных работников, но это не избавляет от необходимости разработки новой формы трудового договора. Как это сделать? Предлагаем свой вариант (Пример 1), который вам обязательно (!) еще нужно будет наполнить спецификой, характерной для вашей сферы деятельности. При этом обратите внимание на следующие важные аспекты, по которым законодатель оставил работодателю «свободу творчества» и которой обязательно нужно воспользоваться в своих интересах:

  • установление режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника и
  • основания расторжения трудового договора.

Мнение эксперта

Если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению. Следует отметить, что работодателям необходимо со всей серьезностью подойти к указанному положению ТК РФ. Дело в том, что отсутствие должного регулирования режима рабочего времени дистанционного работника в трудовом договоре может повлечь споры с последним в случае его недоступности в нужный работодателю момент времени, срывы сроков исполнения заданий дистанционным работником и иные неблагоприятные для работодателя последствия.

Мнение эксперта

Дистанционный работник, как это следует из соответствующего определения, тем и отличается от обычного, что трудится вне прямого или косвенного контроля работодателя. Но это обстоятельство отнюдь не означает, что работодатель не имеет никакого интереса в определении тех или иных условий общения с сотрудником и в обеспечении их неукоснительного соблюдения работником. Конечно, в ряде случаев работодателю важен лишь результат, который работник должен достичь к определенному сроку, однако функционал многих сотрудников, работающих на дистанционных условиях, требует постоянного контакта с работодателем. Таковы, например, условия работы юристов, менеджеров и т.д. – в трудовом договоре с ними работодатель вправе оговорить определенные условия о режиме работы. Но какими способами он может проконтролировать (и самое главное – в случае спора доказать в суде), что работник соответствующие требования не выполняет? Если работник не отвечает на электронные письма и телефонные звонки в течение нескольких дней, это нарушение трудовой дисциплины? И если да, то каким образом можно данный факт достоверно зафиксировать? Каким образом соблюсти процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности? Очевидно, как обычно, направлением заказного письма с уведомлением? Но это крайне неоперативный способ, согласитесь.

И кстати, что делать, если сотрудник не получает адресованную ему почтовую корреспонденцию? Трудовой кодекс до сих пор не перенял опыт процессуальных кодексов и не определил правовые последствия невручения писем работнику по его вине. Одним словом, открытых вопросов много, и нам остается только надеяться, что судебная практика позволит найти приемлемые с точки зрения баланса интересов сторон ответы на них.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Годовая премия: самые распространенные ошибки

Как долго могут тянуть с выплатой годовой премии? Насколько свободно работодатель может определять ее размер? Что обычно работники обжалуют в суде? Как организовать ознакомление работников с приказами о премировании, чтобы потом не было проблем?

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Как потребителю доказать суду направление документов ответчику

Какие варианты подтверждения передачи документов организации нарочным или через почту существуют? На какой адрес направлять документы? Обязана ли организация оформлять на экземпляре визитера «делопроизводственную» отметку о поступлении документа и входящий регистрационный номер, «юридическую» отметку о получении документа? Как преодолеть ее отказ? Что делать, если мировой судья отказывается принять заявление потребителя к рассмотрению (например, о замене товара ненадлежащего качества)? Как это преодолеть? Какие условия для этого должны быть выполнены?

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.