Top.Mail.Ru
В сезон отпусков порой выясняется, что отдохнуть в заранее запланированный в графике отпусков период не получается. Инициатором переноса отпуска может стать как работодатель, так и работник. Давайте разберемся, в каких случаях желание одной стороны будет для второй обязательным, а в каких – нет. Какие «привилегированные» категории работников существуют? Где можно отходить от общих правил, а где нет (кого и как могут наказать в случае обнаружения нарушений)? Как оформить перенос, продление и отзыв из отпуска? Когда его можно заменить денежной компенсацией?

Общие правила предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск1. Очередность его предоставления прописывается в графике отпусков. Он ежегодно утверждается работодателем не позднее чем за 2 недели до наступления нового календарного года2.

При его разработке пожелания работников учитываются и стыкуются с потребностями работодателя, т.е. не все пожелания работников попадают в график в их первозданном виде. И это нормально, ведь невозможно всему коллективу уйти в отпуск летом, это понимают все. Однако есть отдельные категории работников, которым отпуск должен быть предоставлен по их желанию в удобное им время, и работодатель перечить им не может. К самым массовым «привилегированным» категориям относятся:

  • женщины – перед отпуском по беременности и родам либо непосредственно после него (ст. 260 ТК РФ);
  • мужчины (по их желанию) в период нахождения жены в отпуске по беременности и родам (ч. 4 ст. 123 ТК РФ);
  • работники в возрасте до 18 лет (ст. 267 ТК РФ);
  • лица, работающие по совместительству – отпуска им предоставляются одновременно с отпуском по основной работе (ст. 286 ТК РФ);
  • супруги военнослужащих – отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска по их желанию может быть увеличена, чтобы она совпадала с отпуском военнослужащего супруга, но тогда эти дополнительные дни отдыха работодателем не оплачиваются3.

Но есть и иные группы лиц, которым работодатель отказать не вправе; они малочисленны, поэтому о них чаще забывают, а зря. Это инвалиды войны и ветераны боевых действий; лица, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Жителю блокадного Ленинграда»; Герои Советского Союза и Российской Федерации; полные кавалеры ордена Славы; те, кто пострадал в результате чернобыльской катастрофы, и т.п.

По соглашению между работником и работодателем отпуск может быть разделен на части, но при этом одна из них должна составлять не менее 14 календарных дней (ч. 1 ст. 125 ТК РФ).

О времени начала отпуска работник извещается под подпись не позднее чем за 2 недели до его начала (ч. 4 ст. 123 ТК РФ). А выплата отпускных производится не позднее чем за 3 дня до отпуска (ч. 9 ст. 136 ТК РФ).

Обратите внимание: запрещается не предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение 2 лет подряд (ч. 4 ст. 124 ТК РФ).

Почему мы обращаем ваше внимание на эти правила? Потому что их несоблюдение становится основанием либо переноса отпуска (т.е. исправления нарушения), либо привлечения работодателя к ответственности (путем обращения работника в Государственную инспекцию труда или в суд).

Итак, любое нарушение работодателем правил предоставления отпусков (а также их оплаты, переноса, отзыва и т.д.) влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – штраф от 1 000 руб. до 5 000 руб.;
  • для предпринимателей – штраф от 1 000 руб. до 5 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций – штраф от 30 000 руб. до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом систематическое нарушение работодателем правил, касающихся предоставления отпусков, может повлечь дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Как можно изменить намеченный ранее период отпуска?

График отпусков обязателен к исполнению как работодателем, так и работниками (ч. 2 ст. 123 ТК РФ). Утверждается он в конце года, а сейчас – период отпусков. И все чаще выясняется, что запланированный ранее период отпуска оказывается крайне неудобным работнику или работодателю. Любая сторона может стать инициатором переноса отпуска (возможны также продление и отзыв из отпуска). И тут особый интерес вызывает следующий вопрос: когда инициатива корректировки отпуска одной стороны является обязательной для исполнения другой стороной, а когда – факультативной, т.е. зависит от ее согласия?

Перенос отпуска по инициативе работодателя

Несмотря на то, что все работники имеют право на ежегодный отпуск, в исключительных случаях работодатель вправе попробовать сдвинуть время отдыха работников на более поздний срок. Речь здесь идет о ситуациях, когда предоставление отпуска в текущем рабочем году «может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации» (ч. 3 ст. 124 ТК РФ).

Перенос отпуска по такому основанию на следующий рабочий год возможен только с согласия работника. При этом должны быть выполнены еще 2 условия:

  • перенесенный отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется, (ч. 3 ст. 124 ТК РФ) и
  • запрещается не предоставление ежегодного...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Последствия неточностей в кадровых документах (часть 2)

Что будет, если в приказе о приеме на работу и трудовом договоре записаны разные условия? Какие ошибки суд сочтет техническими (не имеющими негативных последствий для организации), а какие смысловыми, и, скорее всего, встанет на сторону работника? Как поведение сторон трудового спора может повлиять на квалификацию судом ошибок в кадровых документах?

Изменения полномочий и документов органов управления АО и ООО

В августе 2024 г. внесли обширные изменения в законы об ООО, АО и ряд дрдругих. Уточнили, что должно быть указано в протоколах общего собрания участников / акционеров и совета директоров, варианты их подписания. Изменили порядок проведения общего собрания с дистанционным участием. Скорректировали подход к разграничению полномочий между различными органами управления в ООО и АО. Регламентировали порядок заседаний и принятия решений советом директоров ООО. Обязательным станет нотариальное заверение решений о назначении директора ООО. И др.

Материально-техническое обеспечение архива: что следует предусмотреть?

Что стоит закупать для обеспечения нормальной работы архива организации? Вам пригодится как сам подробный список, так и пояснения опытного архивиста о том, что бывает и что лучше выбирать, как использовать. Поговорим о стеллажах, архивных коробах, светильниках и оборудовании окон, мебели, оргтехнике, канцтоварах, коммунальном обслуживании, охране и пожарной безопасности. Ссылки на нормативную базу и сама логика работы помогут доказать руководству, что это вам действительно нужно.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.