Почему ФНС России настоятельно рекомендует организациям оценивать благонадежность своих контрагентов? И что можно легко выяснить о них на официальном сайте налоговой службы www.nalog.ru?
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
В письме ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 (далее – Письмо) налоговики посоветовали налогоплательщикам самостоятельно, проявляя активность и осмотрительность, проверять правовой статус и деловую репутацию контрагентов. В противном случае налогоплательщики могут понести риски возникновения убытков и ущерба от неблагонадежных контрагентов (например, в виде отказа налоговых органов возместить НДС из бюджета).
Необходимо отметить, что Пленум ВАС РФ еще в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53) указал, что практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков.
В то же время налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности (осторожности) и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом (например, в силу взаимозависимости или аффилированности). В подобной ситуации суд отказывает в получении налоговой выгоды (п. 10 и 11 Постановления № 53).
Таким образом, как справедливо указано в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.05.2015 № Ф09-1487/15, выгода может быть признана необоснованной при:
- доказанности отсутствия реальности операций либо
- осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов.
Очевидно, что задача добросовестного налогоплательщика – самостоятельно выявлять недобросовестность контрагентов и во избежание неблагоприятных последствий не иметь с ними никаких дел.
Примечательно, что в Письме ни слова не говорится о так называемых фирмах-«однодневках». А ведь именно на них приходится значительная доля недобросовестных действий. В этой связи отметим, что понятие такой фирмы приведено в письме ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84. Там сказано, что фирмой-«однодневкой» считается фактически несамостоятельная компания, которая создана без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляет налоговую отчетность, поставлена на учет по адресу массовой регистрации и т.д. Суть схемы с использованием «однодневок» сводится к их искусственному включению в цепочку хозяйственных связей. При этом незаконная налоговая выгода получается в результате согласованных действий налогоплательщика и подконтрольной...