В последнее время участились проблемы с фальшивыми банковскими гарантиями и поручительством. Кто обычно их фальсифицирует? Где грань между фальшивым документом и подписанным с превышением своих полномочий? Что мешает провести полноценную экспертизу сомнительных бумаг? Как эмитенту подстраховаться при оформлении документов? Здесь помогут спецбланки, внутренние регламентированные процедуры, онлайн-подтверждение и др.
Интервью
Юрий Александрович Воробьев,
руководитель практики разрешения споров и медиации Юридической компании «Пепеляев Групп». Специализируется в области представления интересов клиентов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по спорам, связанным с различными сферами предпринимательской деятельности (договоры поставки и оказания услуг; споры, вытекающие из деятельности в финансовой сфере (кредитование, финансирование, инвестиционная деятельность и пр.), споры с государственными органами)

Имеет более пятнадцати лет профессионального опыта, который включает защиту клиентов в более чем трехстах делах с участием крупнейших российских и иностранных компаний. Помимо судебного представительства имеет значительный опыт досудебного разрешения конфликтов.

С 2002 года имеет статус адвоката. Автор многочисленных статей и комментариев законодательства. С отличием окончил МГУ им. М.В. Ломоносова и МГИМО при МИД России.

– Юрий, тема нашего интервью – использование фальсифицированных документов в суде. Скажите, часто ли такое происходит?

– Если раньше подобные случаи можно было сосчитать по пальцам, то начиная с 2013 года количество таких дел резко увеличилось. Думаю, что эта тенденция сохранится. Проблема поддельных документов, появляющихся в судах в качестве доказательств, сейчас очень актуальна.

Может возникнуть вопрос, почему эти примеры рассматриваются в качестве проблемы. Ведь это по большому счету не гражданско-правовая, а уголовно-правовая сфера, которой должна заниматься полиция. Но практика показывает, что органы внутренних дел не очень охотно берутся за расследование преступлений, которые связаны с поддельными документами. И поэтому подобные споры часто и начинаются, и заканчиваются в арбитражных судах, которые не всегда готовы к нюансам, возникающим в рамках таких дел. В итоге – существенное увеличение количества споров, которые связаны с фальшивыми документами.

Если мы спросим ведущие банки, то наверняка все они отметят, что регулярно получают обращения и требования в связи с банковскими гарантиями, которые они никогда не выпускали. Точно так же другие организации получают, скажем, договоры поручительства, иные документы, использование которых тоже вызывает сомнения.

– Почему проблема фальсифицированных документов обострилась именно сейчас?

– Потому что в последнее время все чаще в качестве обеспечения исполнения обязательства требуется предоставить банковскую гарантию или поручительство. Кроме того, государство все активнее участвует в гражданском обороте. Мы видим масштабные госпроекты, стройки в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу. Везде, где участвует государство, необходимы финансовые гарантии. В большинстве случаев это банковские гарантии, которые зачастую требуется представить на нереальных условиях. Банки их не выдают. Стороны обращаются за помощью к финансовым посредникам. Именно от них в большинстве случаев и исходят недостоверные документы.

– Какие документы можно считать сфальсифицированными?

– Я обозначил бы три возможных варианта, которые встречаются на практике.

Первый – это полностью сфальсифицированный документ. То есть документ, который никогда не существовал и к которому псевдоэмитент этой бумаги не имеет никакого отношения.

Второй – это документы, которые составляются бывшими сотрудниками организации, имеющими или не имеющими соответствующих полномочий. Возможно, у этих сотрудников могли быть какие-то полномочия, связанные с изданием данного документа, но в ограниченном виде. Иногда уволенные работники составляют документы «задним числом», уже после увольнения.

И третий вариант – это документы, которые составляются ныне работающими сотрудниками организаций, например, банков. Я сделал оговорку относительно банков потому, что этот вариант фальсификации наиболее актуален именно для банковских документов. Не секрет, что банки начали широко использовать электронный способ выдачи и подтверждения некоторых...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как по новым правилам привлечь к ответственности недобросовестного «удаленщика»

Эпидемия коронавируса заставила Минтруд подготовить пакет поправок о работе на удаленке. Закон № 407-ФЗ был принят 08.12.2020 с соответствующими изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс РФ, которые вступили в силу с 1 января 2021 года. Расскажем, как по новым правилам можно закрепить обязанности удаленного сотрудника, чтобы иметь возможность контролировать его работу, а в случае недобросовестности привлечь к дисциплинарной ответственности (в чем особенности процедуры, можно ли уволить за прогул или непредставление отчета о проделанной работе и др.).

Отстранение от работы из-за повышенной температуры в период борьбы с COVID-19: как оформить приказ, ответственность за нарушения

Кто обязал работодателей ежедневно измерять температуру у своих сотрудников и в случае обнаружения повышенной температуры отстранять таких лиц от работы? Какая температура считается повышенной? Ответственность организации и человека, которые отказываются от соблюдения мер профилактики COVID-19, весьма серьезная (в исключительных случаях для граждан штраф до 2 000 000 руб. и лишение свободы до 5 лет, организацию могут оштрафовать до 1 000 000 руб., приостановить ее деятельность до 90 суток и дисквалифицировать руководителя) – разъясняем в статье все возможные варианты. Поэтому работодателю важно документировать факт отстранения от работы предположительно заболевшего сотрудника. Объясняем также, что нужно сделать потом.

Как изменилась дистанционная работа с 1 января 2021 года

Поможем вам разобраться в изменениях правил дистанционной работы, которые «заработали» с января 2021 года в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на «удаленку»; всегда ли требуется согласие работника; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; как обмениваться документами; когда и какие электронные подписи использовать; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; чем работодатель должен обеспечить таких работников; по каким причинам их можно уволить и т.д. Привели все принципиальные положения главы 49.1 ТК РФ и собрали мнения экспертов: что станет лучше для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Как «обезглавленной» организации продолжить работу

Что делать, если «из строя вышел» генеральный директор... временно либо навсегда? Какие действия предпринять компании, чтобы продолжить заключать договоры, распоряжаться денежными средствами на расчетном счете, сдавать отчетность, осуществлять функции работодателя? Какие полномочия можно передать по доверенности, а какие – ​нет? И как вернуть полномочия вернувшемуся директору? Приводим образцы формулировок для документов, которые пригодятся на практике. Рассмотрели разные варианты «выбытия» участника общества (владельца бизнеса), чтобы сориентировать вас в возможных последствиях и способах нормализации ситуации. В этом номере читайте вторую часть данной статьи.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Кто отвечает за делопроизводство в подразделении и организации в целом?

Прежде всего нужно уяснить, что за документальный фонд организации отвечает ее первый руководитель. Но может ли быть привлечен к ответственности непосредственный иполнитель, на которого документально возложена обязанность по ведению делопроизводства (например, за ошибки в трудовых книжках, в работе с обращениями граждан, за сохранность бухгалтерских документов)? Здесь ответ не всегда однозначен. Вы узнаете, где установлена ответственность и какова судебная практика. Объясним, как можно регламентировать внутренними документами ответственность руководителей организации и подразделений, «центральной» службы делопроизводства и ответственных за него в подразделениях; как можно распределить обязанности по ведению делопроизводства между «центром» и «периферией».

Организационный аспект проведения совещаний на предприятии

Автор делится своими секретами по организации эффективного совещания. Предлагается пошаговая методика его подготовки (вы узнаете, как формируется повестка дня, как организовать взаимодействие с участниками совещания и приглашенными, как подготовить информационные материалы и помещение для встречи). Предлагается оптимальный регламент обсуждения, который базируется на рекомендациях психологов. Рассмотрены вопросы хода протоколирования, сроков оформления протокола, правил составления его копии и выписки для ­информирования исполнителей тех решений, которые были приняты на совещании.

Печать организации: изготавливаем, вводим в действие, защищаем и уничтожаем

Вы узнаете, чем отличается основная печать (круглая или гербовая) от дополнительной и от штампа, как выглядят оттиски нескольких экземпляров одной печати и дубликата утерянной. Каковы обязательные реквизиты печати? Как заказать и ввести в действие новую печать? Что делать, если старая пришла в негодность или пропала, как обезопасить себя от ее несанкционированного использования? Чем грозит изготовление подделок? Как защитить печати и штампы своего предприятия, организовав их учет и закрепив ­за ответственными должностными лицами?