В последнее время участились проблемы с фальшивыми банковскими гарантиями и поручительством. Кто обычно их фальсифицирует? Где грань между фальшивым документом и подписанным с превышением своих полномочий? Что мешает провести полноценную экспертизу сомнительных бумаг? Как эмитенту подстраховаться при оформлении документов? Здесь помогут спецбланки, внутренние регламентированные процедуры, онлайн-подтверждение и др.
Интервью
Юрий Александрович Воробьев,
руководитель практики разрешения споров и медиации Юридической компании «Пепеляев Групп». Специализируется в области представления интересов клиентов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по спорам, связанным с различными сферами предпринимательской деятельности (договоры поставки и оказания услуг; споры, вытекающие из деятельности в финансовой сфере (кредитование, финансирование, инвестиционная деятельность и пр.), споры с государственными органами)

Имеет более пятнадцати лет профессионального опыта, который включает защиту клиентов в более чем трехстах делах с участием крупнейших российских и иностранных компаний. Помимо судебного представительства имеет значительный опыт досудебного разрешения конфликтов.

С 2002 года имеет статус адвоката. Автор многочисленных статей и комментариев законодательства. С отличием окончил МГУ им. М.В. Ломоносова и МГИМО при МИД России.

– Юрий, тема нашего интервью – использование фальсифицированных документов в суде. Скажите, часто ли такое происходит?

– Если раньше подобные случаи можно было сосчитать по пальцам, то начиная с 2013 года количество таких дел резко увеличилось. Думаю, что эта тенденция сохранится. Проблема поддельных документов, появляющихся в судах в качестве доказательств, сейчас очень актуальна.

Может возникнуть вопрос, почему эти примеры рассматриваются в качестве проблемы. Ведь это по большому счету не гражданско-правовая, а уголовно-правовая сфера, которой должна заниматься полиция. Но практика показывает, что органы внутренних дел не очень охотно берутся за расследование преступлений, которые связаны с поддельными документами. И поэтому подобные споры часто и начинаются, и заканчиваются в арбитражных судах, которые не всегда готовы к нюансам, возникающим в рамках таких дел. В итоге – существенное увеличение количества споров, которые связаны с фальшивыми документами.

Если мы спросим ведущие банки, то наверняка все они отметят, что регулярно получают обращения и требования в связи с банковскими гарантиями, которые они никогда не выпускали. Точно так же другие организации получают, скажем, договоры поручительства, иные документы, использование которых тоже вызывает сомнения.

– Почему проблема фальсифицированных документов обострилась именно сейчас?

– Потому что в последнее время все чаще в качестве обеспечения исполнения обязательства требуется предоставить банковскую гарантию или поручительство. Кроме того, государство все активнее участвует в гражданском обороте. Мы видим масштабные госпроекты, стройки в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу. Везде, где участвует государство, необходимы финансовые гарантии. В большинстве случаев это банковские гарантии, которые зачастую требуется представить на нереальных условиях. Банки их не выдают. Стороны обращаются за помощью к финансовым посредникам. Именно от них в большинстве случаев и исходят недостоверные документы.

– Какие документы можно считать сфальсифицированными?

– Я обозначил бы три возможных варианта, которые встречаются на практике.

Первый – это полностью сфальсифицированный документ. То есть документ, который никогда не существовал и к которому псевдоэмитент этой бумаги не имеет никакого отношения.

Второй – это документы, которые составляются бывшими сотрудниками организации, имеющими или не имеющими соответствующих полномочий. Возможно, у этих сотрудников могли быть какие-то полномочия, связанные с изданием данного документа, но в ограниченном виде. Иногда уволенные работники составляют документы «задним числом», уже после увольнения.

И третий вариант – это документы, которые составляются ныне работающими сотрудниками организаций, например, банков. Я сделал оговорку относительно банков потому, что этот вариант фальсификации наиболее актуален именно для банковских документов. Не секрет, что банки начали широко использовать электронный способ выдачи и подтверждения некоторых...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Ответственность руководителя организации и сотрудников службы ДОУ за бухгалтерские документы

Кто отвечает в организации за сохранность бухгалтерских документов? Вы с удивлением обнаружите, что в первых рядах находится совсем даже не главный бухгалтер, а руководитель организации, о чем он может и не догадываться. Перечислили нормы закона и ответственность, которую может понести руководитель организации и сотрудники службы ДОУ лично в случае проблем с бухгалтерскими документами. Что и как стоит донести до руководителя, чтобы приобрести в его лице надежного союзника.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Внутренние коммуникации

Это системный взгляд на внутренние коммуникации опытного управленца и документоведа: какие-то из перечисленных способов родом из советского министерского прошлого, другие навеяны бурным развитием информационных технологий и дистанционным характером работы последних лет. Выявлены «плюсы» и «минусы» различных способов коммуникации (с обозначением методов лечения «минусов»). Перечислены используемые виды документов и программы, от чего зависит их выбор.

Отпуск за свой счет: правила предоставления и оформление документов

Кто имеет право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя, а просто уведомив его? На какой срок можно уйти в такой отпуск? Как досрочно прекратить отпуск без сохранения заработной платы и можно ли из него отозвать? Оплачивается ли сотруднику больничный, если он «выпал» на этот период? Могут ли его уволить? Показываем документальное оформление такого отпуска: образцы заявления, приказа о его предоставлении, заполнения личной карточки и табеля учета рабочего времени.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Ответственность руководителя организации и сотрудников службы ДОУ за бухгалтерские документы

Кто отвечает в организации за сохранность бухгалтерских документов? Вы с удивлением обнаружите, что в первых рядах находится совсем даже не главный бухгалтер, а руководитель организации, о чем он может и не догадываться. Перечислили нормы закона и ответственность, которую может понести руководитель организации и сотрудники службы ДОУ лично в случае проблем с бухгалтерскими документами. Что и как стоит донести до руководителя, чтобы приобрести в его лице надежного союзника.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Организационный аспект проведения совещаний на предприятии

Автор делится своими секретами по организации эффективного совещания. Предлагается пошаговая методика его подготовки (вы узнаете, как формируется повестка дня, как организовать взаимодействие с участниками совещания и приглашенными, как подготовить информационные материалы и помещение для встречи). Предлагается оптимальный регламент обсуждения, который базируется на рекомендациях психологов. Рассмотрены вопросы хода протоколирования, сроков оформления протокола, правил составления его копии и выписки для ­информирования исполнителей тех решений, которые были приняты на совещании.