Современному человеку, привыкшему к круглосуточному телефонному общению, в деле обеспечения конфиденциальности личной информации и сохранения коммерческой тайны остается полагаться только на себя. Советы адвоката научат вас правильно обходиться с телефоном и компьютером, чтобы ощутимо снизить риски.

Позиция государства

Мужчина позвонил по телефону доверия в ФСБ и спросил, принимают ли здесь анонимные сообщения. В ответ ему сказали: «Да, Вячеслав Иванович, слушаем вас внимательно». В этом известном анекдоте есть лишь доля шутки.

И вообще в разных вариантах шутка о том, что все наши телефонные переговоры прослушиваются спецслужбами и каждый наш шаг под их контролем, относится к числу очень распространенных. И как-то незаметно она стала восприниматься не как шутка, а как не вызывающая сомнений печальная действительность.

Официальная же позиция государства в затронутом вопросе однозначна – конституционные права граждан (в т.ч. право на неприкосновенность телефонных переговоров) могут быть ограничены лишь в исключительных случаях, строго определенных законом, и только под жестким судебным контролем. Причем к такой строго охраняемой тайне относится не только содержание наших телефонных бесед, но и данные о соединениях абонентов.

Судебная практика

Конституционный Суд РФ не раз указывал, что информацией, составляющей охраняемую законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих соединениях абонентов. В одном из определений КС РФ указывается, что «для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение требования ч. 2 ст. 23 Конституции РФ о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения» 1.

И раз уж за соблюдением наших конституционных прав следит целая судебная система страны, то, казалось бы, можно успокоиться. Если бы не одно «но». Практически каждое уголовное дело, в материалах которого встречается информация о получении оперативниками судебного разрешения на прослушку, наводит на мысли о формальном подходе судов к защите конституционных прав граждан.

Так, специализирующиеся на надзоре за оперативной деятельностью прокуроры Волков А.А. и Лошкарев В.В., проанализировав вынесенные судами Самарской области постановления о разрешении проведения таких оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ), как прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, установили, что в 2015 году всего за полгода судами области было рассмотрено более 4 000 таких ходатайств. При этом «почти все ходатайства судом удовлетворены, а случаи отказов – единичны». Авторы изучили тексты поступивших от оперативников ходатайств, сопоставили их с вынесенными судебными постановлениями и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Расширение зоны запретов на использование иностранных мессенджеров

Объясняем, какие мессенджеры каким организациям и для чего запретили использовать. С 1 июня 2025 года широкому кругу организаций в принципе запретили общение с гражданами России (в т.ч. с собственными клиентами) через иностранные мессенджеры. Ранее 1 марта 2023 года были введены более фрагментарные запреты, которые тоже продолжают действовать.А штраф для непослушных организаций может доходить до 700 000 рублей. Рассказываем и о конкретном судебном деле, возникшем из-за того, что сотрудник банка послал клиенту информацию о взыскании просроченной задолженности, а банк потом за это оштрафовали на 200 000 рублей.

Как разделить на части ежегодный оплачиваемый отпуск

Какой продолжительности может быть ежегодный оплачиваемый отпуск. На какие части его можно разбивать – насколько мелко дробить, в какие дни предоставлять (как «тянуть одеяло на себя» пытаются некоторые работники и работодатели). Как документально оформить инициирование разбиения отпуска на части и согласие с этим другой стороны. Показываем образцы: предложения работодателя о планировании отпуска в графике на следующий год частями; заявления работника о том же; предложения работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; нескольких заявлений работников о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или даже на следующий год; согласия работника; отрицательных и положительных резолюций руководителя.

Обновление штрафов за нарушения в работе с персональными данными

С 30 мая 2025 г. вступили в силу самые крупные многомиллионные штрафы (в т.ч. % с годовой выручки) за нарушения в работе с персональными данными. В табличной форме показываем все виды нарушений в этой сфере и наказаний за них, которые действуют на данный момент в административном и уголовном кодексах. Комментируем самые примечательные моменты. Например, за что и в каких организациях оштрафуют только должностное лицо, а в каких только само юрлицо, каким организациям штраф уменьшат в 2 раза или взыщут как с ИП.

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.