Руководитель: психологические аспекты общения

Как руководителю грамотно построить процесс общения со своими подчиненными? Как научиться слушать сотрудников? Когда излишнее ­поддержание рабочей атмосферы создает ненужную нервозность? Что лучше: быть другом своим подчиненным или как можно дальше дистанцироваться от них? Как не переступить грань с наказаниями и как не переборщить ­с поощрениями?
В работе каждого профессионала есть свой инструментарий. В профессиях используются инструменты в прямом смысле этого слова: землекоп использует лопату, каменщик – мастерок, а хирург пользуется скальпелем.

Но помимо этого есть такие «помощники специалиста», которые не видны стороннему наблюдателю. Это компетенции, то есть знания, навыки, умения, опыт, которыми обладает человек и без которых не обойтись ни в одном деле. Порой эти «невидимые инструменты» имеют даже большее значение, чем осязаемые орудия производства. Например, можно иметь полный набор хирургических приспособлений, но при этом не уметь удалить аппендикс, в то время как известны случаи, когда опытные хирурги, используя подручные материалы, с успехом проводили такие операции.

Что же является главным орудием труда в работе руководителя? Конечно же, это не телефон, электронная почта, Интернет и кабинет для проведения рабочих совещаний. Самым важным инструментом является способность руководителя общаться, выстраивать взаимоотношения с коллективом и своими подчиненными. Конечно, уметь планировать, разрабатывать мотивационные схемы, определять стратегические цели руководителю важно. Но если он не может взаимодействовать с сотрудниками, все это бессмысленно, потому что самые лучшие идеи так и останутся на бумаге, не дойдя до сердца и голов подчиненных.

Руководителю необходимо периодически «настраивать» инструменты, то есть оттачивать навыки общения, потому что в работе каждого управленца есть подводный камень: как правило, начальники, долгое время находящиеся на своих должностях, со временем перестают замечать собственное поведение, не видят себя со стороны, глазами своих подчиненных. Многие даже забывают о том, что основная их обязанность – уметь общаться с подчиненными, грамотно выстраивать отношения.

Общение под микроскопом

  • Важно не что, важно – как
  • (народная мудрость)
  • Из чего же состоит человеческое общение вообще и общение руководителя с подчиненными в частности? Коммуникативное взаимодействие – это далеко не только слова. Человеческое общение состоит, по крайней мере, из двух больших «пластов»: во-первых, вербального – это речь, т.е. слова, понятия, смыслы, а во-вторых, так называемого невербального воздействия, в состав которого входят мимика, жесты, поза, неречевые голосовые характеристики, такие, как громкость, тон голоса, тембр. Многие люди полагают, что в структуре коммуникации «ведет» речь, но это не так. Огромное значение и силу воздействия имеют именно невербальные проявления поведения.

Пример 1

Президент одного из крупных отечественных банков, Александр С., пользуется своеобразной репутацией. Руководители подразделений просто боятся бывать на совещаниях у своего босса. В ходе рабочих собраний Александр С. расспрашивает своих подчиненных об успехах, трудностях (т.е. занимается обычной деятельностью начальника) и дает распоряжения и советы. Однако делает это таким образом: глядит в стол прямо перед собой, говорит монотонным голосом и вдруг, совершенно внезапно, поднимает голову, устремляя яростный взгляд на того или иного сотрудника. По рассказам очевидцев, такое поведение производит самое ужасное впечатление. Кроме вполне объяснимого ощущения страха, многие сотрудники даже начали страдать нервными расстройствами, бессонницей.

Таким образом, влияние, которое оказывает руководитель на коллектив своим поведением (именно невербальным, а не речью), велико. Иногда, например, первое лицо предприятия обладает столь высоким авторитетом (хотя это не всегда очевидно), что может влиять на настроение сотрудников всей фирмы движением бровей, мимолетным изменением мимики.

Для руководителя важно корректно общаться не только для формирования благоприятной атмосферы в...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Корпоративная этика и профессиональная деформация

Почему так важна корпоративная этика и что она обычно подразумевает? Как правильно разрешать профессиональные конфликты? Что такое судебная этика? Каким должно быть поведение государственных гражданских служащих? Почему профессиональная деятельность влияет на личностные характеристики человека? Как появляется и проявляется профессиональная деформация? Можно ли ее предотвратить и как остановить? В ответах на эти вопросы автор опирается на свой опыт работы в арбитражном суде.

Как цвета влияют на нашу жизнь

Согласно теории цветовых ассоциаций различные цвета у людей вызывают определенные эмоциональные и психологические реакции. Рассказываем, какое значение имеют цвета в психологии и психотерапии, как их можно использовать в жизни и работе – для концентрации внимания, расслабления, снижения напряжения глаз или при эмоциональных потрясениях и стрессовых ситуациях. Приводим описание цветов и их влияния на психофизическое состояние человека (как положительное, так и отрицательное), а также предлагаем простые упражнения и советы по выбору цвета одежды для разных задач (деловых или дружеских).

Формируем цифровую репутацию

Из статьи узнаете, как формируется личная репутация, что означает цифровой профиль и цифровая репутация. Даем советы, как управлять репутацией в сети, какие действия исключить или свести к минимуму, какую манеру онлайн-поведения избрать и самое главное, что публиковать и репостить.

Как определиться с подарком к гендерному празднику

Отгремели новогодние праздники, но это не повод расслабляться. Впереди 23 Февраля и 8 Марта. А это значит, придется ломать голову над тем, что дарить. Как это сделать оригинально и интересно, чтобы не разочаровать получателя и самому получить радость при выборе подарка? Поговорим об ожиданиях мужчин и женщин от подарков на гендерные праздники, а также на что нужно обратить внимание при выборе подарка.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА

Юристы регулярно составляют множество документов с массой ссылок на нормативные правовые акты. Показываем образцы оформления ссылок на нормативные документы в приказах и локальных нормативных актах. Поясняем, чем отличаются внутритекстовые ссылки, подстрочные (сноски) и выносные. И главное: что делать с приказами и ЛНА, когда документы, на которые в них ссылались изначально, устаревают. Нужно ли вносить в них изменения и каким образом?

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Возмещение судебных издержек: ВС РФ разъясняет

Недавно Пленум ВС РФ принял знаковое постановление от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела». В нем конкретизировано и обобщено применение судами всех уровней норм о возмещении судебных издержек в арбитражном, гражданском и административном процессах. Постановление стало первым документом высшей судебной инстанции о судебных расходах. Прежде ВАС РФ в своих разъяснениях касался только отдельных моментов. Осветим наиболее важные положения постановления.