Многие компании устанавливают специальные требования к одежде сотрудников, которые принято называть дресс-кодом. Но далеко не всегда руководители задумываются над тем, какие именно требования к одежде и в каких случаях соответствуют закону, а какие – нет. Попробуем понять. Разберемся и еще в одном немаловажном вопросе: как ввести запрет на курение на рабочем месте и каким образом привлечь к ответственности за его нарушение.
Корпоративная этика все чаще становится частью общей политики работодателя. Однако всякое установление правил требует не только четкой фиксации, но и санкций за их нарушение. Рассмотрим, как правильно сформулировать требования к дресс-коду и запрет на курение, а затем воплотить это в жизнь.
Нарушение дресс-кода
Дресс-код – произошедшее от английского «dress code» – кодекс одежды, то есть определенная форма одежды (зачастую – обуви и сопутствующих аксессуаров), требуемая в конкретных случаях. Дресс-код может иметь место в культурных заведениях (театрах, музеях), увеселительных (клубы), на специальных мероприятиях (фестивали), а также в иных заведениях и организациях, в том числе на предприятиях работодателя.
Многие компании – и российские, и зарубежные – предъявляют определенные требования к внешнему виду своих сотрудников. Установленным дресс-кодом в наше время никого не удивить. Однако бок о бок с запретами идут нарушения, и именно тут у работодателей возникает большое количество вопросов, которые мы и рассмотрим ниже.
Какие требования дресс-кода можно предъявить работникам
Подобный вопрос возникает уже в момент определения требований к форме одежды и внешнему виду в собственной компании. Стоит ли четко и строго очерчивать требования к форме одежды работников или можно ограничиться рекомендациями по стилю? Все зависит от трех составляющих:
- сферы деятельности компании. Наиболее строгими в плане дресс-кода считаются банки и силовые структуры. Первые – в связи с осуществлением деловых контактов от простого вкладчика до директора крупного холдинга. Вторые – в соответствии с собственными уставами и законодательно установленными правилами;
- корпоративного бренда. Очень часто требование компании сводится к тому, что форма одежды должна вызывать ассоциацию с установленным брендом. Например, в тех же банках сотрудникам, непосредственно обслуживающим клиентов, выдают небольшие аксессуары или даже вид одежды, обязательные для ношения в рабочее время на рабочем месте: галстуки, шарфики, значки, запонки и пр.;
- целей дресс-кода. Цель дресс-кода может быть разной, но основной ее составляющей является требование о презентации сотрудника компании перед клиентами как аккуратного, исполнительного, внимательного, чтобы у клиента создалось впечатление о том, что фирме можно доверять. То есть дресс-код используется для обозначения принадлежности человека к определенной организации или профессии. Внешний вид работника играет важную роль в отношении клиента к организации в целом. Так, запрет на декольтированные платья или яркий макияж в офисе призван не только дисциплинировать сотрудниц, но и обеспечить отсутствие на рабочем месте флирта и несерьезного отношения клиентов к конкретной работнице и к компании в целом. Когда сотрудники ресторана или спортклуба одеты в форменную одежду, это призвано помочь клиентам выделить их из толпы.
Как видите, в большинстве случаев компании устанавливают свой дресс-код для обеспечения делового стиля или акцентирования на бренде. При установлении делового стиля условно можно выделить три степени ограничений.
1. Очень строгий или просто строгий. Работникам предписывается не только стиль одежды, но и ее качество, сочетание видов и цветов одежды, высота каблуков. Предъявляются требования к прическе, усам, ногтям. Введены запреты на определенные виды одежды, аксессуаров, внешний вид. Дополнительно могут быть установлены и требования дресс-кода не только в рамках одной компании, но и к определенным событиям. Например, при проведении переговоров мужчины традиционно должны быть одеты в костюм-тройку, а женщины – юбку, блузку светлых тонов и колготки. Ведь внешний вид сотрудников может повлиять на успех данного мероприятия. Требования могут учитывать погодные условия и время года, предлагая варианты одежды, но могут и не предусматривать. Тогда проведение переговоров на свежем воздухе в 40-градусную жару может негативно сказаться либо на дресс-коде компании (при самовольном нарушении сотрудником ее требований), либо на здоровье самого работника (тепловой удар, проблемы с сердцем).
Пример 1. Выдержка из Кодекса корпоративной этики
Для должностных лиц, непосредственно обслуживающих клиентов, обязательными элементами одежды являются:
для мужчин – белая рубашка, деловой костюм темных тонов, классические черные ботинки, бейдж и значок корпорации;
для женщин – белая блузка, черная юбка или брюки, туфли соответствующего цвета на каблуке не более 7 см, бейдж и корпоративный шейный платок.
Допускается в теплое время года для мужчин костюм светлых тонов с контрастирующей рубашкой спокойной расцветки, для женщин – босоножки с закрытым носом.
2. Лояльный, который содержит значительно меньше четких требований, предоставляя работникам больше выбора в одежде. Например, работодатель может зафиксировать требование к обеспечению делового стиля для сотрудников, работающих с клиентами, и возможности стиля casual (повседневного стиля) – для остальных сотрудников компании.
3. Общий. В этом случае работодатель, как правило, ограничивается только общим указанием на стиль одежды и аккуратность.
Пример 2. Выдержка из Правил внутреннего трудового распорядка
Сотрудникам рекомендуется придерживаться классического стиля, быть опрятно одетыми, аккуратно подстриженными, в чистой обуви, со спокойным макияжем.
Выделим наиболее распространенные запреты для сотрудников, работающих в офисах, которые устанавливают российские компании. В...