У каждой организации есть как минимум одна печать. Но в большинстве случаев печатей бывает несколько, например, для отдельных документов (договоров, справок и т.п.) или для разных подразделений (склада, бухгалтерии, отдела кадров и др.). Это усложняет и без того непростые вопросы, связанные с использованием печати. Выясним, на каких документах какая печать должна стоять.
Любая организация имеет печать. Казалось бы, если она есть у каждого юридического лица, то все вопросы, связанные с использованием печати, должны быть давно решены. Однако это далеко не так. Использование печати вызывает массу трудностей.
Обязанность компаний иметь печать закреплена в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Там же приведены и требования к печати. Она должна иметь круглую форму и содержать:
- полное фирменное наименование организации на русском языке;
- указание на место нахождения.
Кроме того, печать может содержать также фирменное наименование компании на любом языке народов России и (или) иностранном языке.
Виды печатей
У каждой организации должна быть как минимум основная печать. Ее можно ставить на любых документах.
Одновременно фирма может использовать дополнительные печати. Это не запрещено. Суды не видят в наличии нескольких печатей ничего противозаконного и даже считают это обычаем (постановления ФАС Центрального округа от 07.09.2010 по делу № А23-2563/09А-13-48, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу № А10-2163/2009).
Главное, чтобы дополнительные печати имели те же реквизиты, что и основные, и использовались по назначению. Например, на документах головной организации нельзя поставить печать обособленного подразделения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2004 № А43-10946/2003-25-340). В то же время печать с надписью «Для документов» универсальна и может использоваться на любых документах (постановление ФАС Западно-Сибирского от 11.11.2010 по делу № А70-4089/2010).
Минфин России подчеркивает, что порядок пользования дополнительными печатями организации устанавливают самостоятельно (письмо от 18.11.2011 № 03-02-07/1-397).
В дополнительной печати может содержаться указание на:
- структурное подразделение, которое ее использует (например, «Бухгалтерия», «Отдел кадров» или «Филиал»);
- виды документов, на которых она проставляется («Для справок», «Для договоров» и т.п.).
Дополнительные печати можно ставить только в том случае, если законодательство не предусматривает проставления основной печати.
Документы с печатью
Печать необходима для того, чтобы заверить подлинность подписи должностного лица.
Печать принято ставить таким образом, чтобы заверенная подпись и ее расшифровка без труда читались. Информация на самом оттиске тоже должна быть видна.