Процедура charge back. Что о ней должны знать все компании и их клиенты

Charge back (возвратный платеж) представляет собой процедуру опротестования произведенной транзакции через банк. В результате сумма, ранее перечисленная торговой или сервисной компании за реализованные товары (работы, услуги), списывается с ее счета и возвращается плательщику. Эта процедура четко регламентирована правилами платежных систем (Visa, MasterCard и др.). Расскажем, как происходит опротестование и что о нем нужно знать компаниям и клиентам.

Возвратный платеж

Причины, по которым запускается процедура charge back, могут быть самыми разными. Наиболее распространенные из них таковы:

  • товар (работа, услуга) не соответствует описанию;
  • оплаченный товар не был доставлен;
  • деньги были списаны со счета без авторизации;
  • одна и та же сумма была списана дважды;
  • товары (работы, услуги) были оплачены, но не получены (или получены не полностью).

В подобных ситуациях нарушаются права плательщика, и компания получает деньги безосновательно. Поэтому плательщик может вернуть деньги в упрощенном порядке, не инициируя спор с компанией.

В процедуре опротестования транзакции помимо плательщика и получателя также участвуют:

  • банк-эмитент, который выпустил карту для плательщика;
  • банк-эквайер, который обслуживает компанию (а точнее, обеспечивает прием платежей).

Банк-эмитент и банк-эквайер могут совпадать в одном лице, что позволяет ускорить процесс.

По сути, charge back – это дополнительная гарантия упрощенного возврата денег клиенту, права которого нарушены. Использование этой процедуры не лишает плательщика возможности предъявить требования непосредственно к торгово-сервисному предприятию, с которым у него возник спор. Даже если по какой-то причине опротестовать транзакцию не получится, клиент может воспользоваться традиционными средствами защиты, например, пожаловаться в правоохранительные органы или подать иск в суд.

Алгоритм действий

При возникновении спорной ситуации банки обязаны действовать по правилам соответствующей платежной системы. Возьмем для примера Правила международной платежной системы «Виза» 1. Процедуре charge back там посвящен подраздел «Общий процесс возврата платежа по спорной операции», включенный в главу 9 «Урегулирование спорных ситуаций». Алгоритм опротестования представим в виде Схемы.

Схема

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Использование технологий искусственного интеллекта: что говорит суд

Искусственный интеллект внедряется во все больше сфер нашей жизни, причем не только развлекательных, но и профессиональных. И в суде все чаще можно встретить дела, предметом рассмотрения в которых становятся вопросы применения технологий искусственного интеллекта. Показываем, какие споры доходят до суда и что сторонам необходимо учитывать. В частности, говорим об авторском праве и использовании нейросетей для генерации изображений и при оказании консультационных услуг, доказательствах на основе ответов чат-бота, подготовке процессуальных документов с использованием ИИ (и последующим взысканием судебных расходов), применении робота-коллектора, а также системы распознавания лиц.

Как в бумажном виде ответить на электронное обращение

В компании внедрена система электронного документооборота. Все обращения и ответы на них создаются там же, однако автор обращения для ответа указывает только почтовый адрес. Каким образом направляется ответ на запрос в бумажном виде? Какие сведения автор обращения обязан указывать о себе и способах коммуникации с ним? Должна ли организация направлять бумажный ответ на почтовый адрес гражданина, если обращение было электронным? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Оформление, регистрация и учет аудиовизуальных документов

В компании создается все больше документов, в том числе корпоративных, с электронными приложениями и видеозаписями. Объясняем, как их регистрировать в номенклатуре дел, необходимо ли оцифровывать бумажные документы, в каком формате хранятся аудиовизуальные материалы, как долго, нужно ли делать их опись и как именно. Поводом для написании статьи стал вопрос читателя.

Как считывать людей по профилям в соцсетях

Что такое цифровой профайлинг и чем он может помочь? Зачем анализировать поведение человека в Интернете, его странички в соцсетях? Рассказываем, что нужно изучить помимо того, что пишет человек сам. В частности, что лайкает и репостит, какие фото выкладывает, какую геолокацию указывает, сколько времени проводит в Интернете, насколько публично ведет профиль и пр. Выделяем 7 психотипов личности и объясняем, как их распознать по поведению в соцсетях.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА

Юристы регулярно составляют множество документов с массой ссылок на нормативные правовые акты. Показываем образцы оформления ссылок на нормативные документы в приказах и локальных нормативных актах. Поясняем, чем отличаются внутритекстовые ссылки, подстрочные (сноски) и выносные. И главное: что делать с приказами и ЛНА, когда документы, на которые в них ссылались изначально, устаревают. Нужно ли вносить в них изменения и каким образом?

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Использование технологий искусственного интеллекта: что говорит суд

Искусственный интеллект внедряется во все больше сфер нашей жизни, причем не только развлекательных, но и профессиональных. И в суде все чаще можно встретить дела, предметом рассмотрения в которых становятся вопросы применения технологий искусственного интеллекта. Показываем, какие споры доходят до суда и что сторонам необходимо учитывать. В частности, говорим об авторском праве и использовании нейросетей для генерации изображений и при оказании консультационных услуг, доказательствах на основе ответов чат-бота, подготовке процессуальных документов с использованием ИИ (и последующим взысканием судебных расходов), применении робота-коллектора, а также системы распознавания лиц.