Приостановление деятельности – крайне жесткая форма административного наказания, которая болезненно отражается на финансовом состоянии компании и даже может вынудить ее уйти с рынка. Кто вправе назначить такую форму взыскания и какова процедура его наложения?
Деятельность любой организации независимо от формы собственности может быть приостановлена на срок до 90 суток. Это стало возможно благодаря Федеральному закону № 45-ФЗ от 09.05.2005 г., который внес в статью 3.2 «Виды административных наказаний» Кодекса об административных правонарушениях пункт 9 «Административное приостановление деятельности».
До вступления в силу поправок правом приостанавливать деятельность компании обладал любой надзорный и контролирующий орган. Так, за нарушение, относящееся к их области контроля, деятельность компании могли приостановить государственная инспекция труда, пожарный надзор, налоговая инспекция, инспекция в области охраны окружающей среды. Для этого достаточно было решения самого надзорного или контролирующего органа. Однако с признанием приостановления деятельности одним из видов административного наказания изменилась и сама процедура его назначения, исполнения и обжалования. С момента вступления в силу указанных поправок в КоАП приостановление деятельности компании как вид административного наказания может быть назначен только по решению суда после исследования им всех обстоятельств дела. Теперь задача контролирующих и надзорных органов состоит в сборе доказательств необходимости приостановления деятельности компании. За три года правоприменительной практики можно сделать определенные выводы, позволяющие собственникам компаний не только оспорить законность назначения такого вида наказания, но и полностью его избежать.
Законный захват
Специалисты по слияниям и поглощениям сразу же признали изменения, внесенные в КоАП, еще одним законным способом захвата бизнеса. Компания, деятельность которой «заморожена» (в том числе благодаря проискам конкурентов), может оказаться в ситуации, когда она не сумеет расплатиться по образовавшимся в результате приостановления долгам. Компания становится крайне уязвимой, и любое требование о немедленном исполнении ее обязательств, в том числе и денежных, может в конечном итоге привести к смене собственника.
В 2007 году Росприроднадзор РФ неоднократно приостанавливал деятельность Очаковского пивзавода (МПБК «Очаково»). Причиной было загрязнение притока реки Сетунь, впадающей в Москву-реку. В частности, Росприроднадзор зафиксировал выброс неочищенных промышленных стоков с возможным содержанием солода в Москву-реку в районе Рябиновой улицы. Не секрет, что именно тогда активами Очаковского пивзавода заинтересовались сразу три крупнейших пивоваренных гиганта: AnheuserBusch, Heineken и SABMiller. Руководство МПБК «Очаково» после обвинений Росприроднадзора сразу же заявило о происках конкурентов. О том, какие убытки понесла компания в ходе борьбы Росприроднадзора за соблюдение экологического законодательства, остается только догадываться.
Вот почему изменения, внесенные в КоАП РФ в 2005 году, некоторые рассматривают как один из способов давления на собственников организации. Поэтому важно понимать, когда и за что он может быть применен. Особенно эта тема может стать актуальной в свете последних событий, происходящих не только в мире, но и у нас в стране. «Временные трудности», которые каждый из нас уже ощутил на себе в той или иной степени, – хороший момент для приобретения бизнеса по минимальной цене.
Сейчас организации как никогда уязвимы. Любое вмешательство государственных органов в деятельность компании может крайне болезненно отразиться на ее положении на рынке. В...