Зачем нужен ассесмент-центр? Какова его специфика и отличие от привычных для hr-менеджера методик – тестирования, аттестации, интервью? Какие цели достигнет работодатель, оценивая работника таким образом? Расскажем про общую схему подготовки ассесмент-центра; про плюсы и минусы использования различных методов анализа деятельности сотрудников; про создание батареи методик ассесмента, а также когда и какие из них лучше применять.
Специфика метода
Ассесмент-центр – один из методов оценки персонала, занимающий особое место в современной HR-практике. В чем отличие и в чем сходство ассесмента с другими методами – тестированием, аттестацией, интервью? Посмотрим на отличительные особенности:
1. Комплексность. В ассесмент-центре используется батарея методов. Туда обычно входят несколько ролевых игр, тестирование, кейсы и др. Одну и ту же компетенцию оценивают разные методики. Например, знание товара у продавца мы можем измерить с помощью тестов, интервью и в ходе ролевой игры.
2. Компетентностный подход. Компетенции, как известно, это навыки и знания, позволяющие сотруднику быть успешным в своей профессии или должности. Обычная аттестация персонала может и не базироваться на компетенциях. Многим знаком вариант, когда комиссия во главе с HR-директором или менеджером по персоналу беседует с аттестуемыми на тему трудностей в работе и дальнейших планов. Итогом бывает совещание, на котором выносится общее решение о присвоении категории, грейда или разряда. Тесты как метод оценки тоже не всегда создаются с учетом требуемых компании компетенций. Часто они разрабатываются на основе документов – должностных инструкций, рабочих регламентов, положений и т.д., которые не всегда содержат описание компетенций и критерии работы. Если же говорить об интервью, то здесь часто происходит сравнение одного сотрудника с другим, когда эталоны для сравнения задаются прямо в процессе оценки. Оценка по компетенциям, напротив, предполагает, что мы определяем критерии заранее. Ассесмент-центр, в отличие от аттестации, тестирования и интервью, строится только на основе списка компетенций и индикаторов поведения. Важное следствие такого подхода – объективность.
3. Оценка поведения. Во время аттестации члены комиссии, конечно, смотрят на поведение сотрудника. Но в их фокусе не столько профессиональные навыки и знания, сколько то, как хорошо аттестуемый умеет произвести впечатление на комиссию. Другими словами, чтобы пройти аттестацию, нужно, как говорят, уметь себя подать. При использовании метода «360 градусов» (опрос коллег, руководителя и внутренних или внешних клиентов) оценивается профессиональное поведение сотрудника. И оценка носит ретроспективный и субъективный характер. То есть эксперты говорят скорее о своих впечатлениях, о том, как человек проявил себя когда-то, но не говорят о его потенциале. Ассесмент-центр включает в себя непосредственное наблюдение за сотрудником в профессиональных ситуациях. Например, для врача профессиональная ситуация – беседа с пациентом, для руководителя – общение с подчиненным или проведение собрания. Поэтому основными методами ассесмента являются практические упражнения и ролевые игры. Что не исключает использования тестов (психологических и профессиональных) и интервью, но скорее в качестве дополнения.
4. Коллегиальность. Решение о выраженности той или иной компетенции наблюдатели принимают в процессе обсуждения. Это сделано для того, чтобы оценка была максимально объективной.
Центры оценки, как и многие другие методы и подходы управления (в т.ч. управления персоналом), впервые возникли за рубежом. Передовые способы работы часто появляются либо в оборонно-промышленной сфере, либо в армии. Как пример можно привести создание стандарта описания бизнес-процессов IDEF0, который был разработан департаментом ВВС США. Не исключение и ассесмент-центр, правда, появился он не в США, а в Великобритании в 1942 году.
Во время Второй мировой войны армия Соединенного Королевства стала нуждаться в том, чтобы быстро и точно отбирать людей. На то существовали две причины. Первая связана с необходимостью отбора людей, способных быстро учиться: «Несмотря на то что армия все еще нуждалась в пехотинцах и клерках, множество людей должны были уметь работать со сложным оборудованием. При этом проводить курс обучения и только по его результатам выяснять, способен ли учащийся грамотно работать с радиопередатчиком, было бы большой тратой времени и денег. Надо было найти метод выявления людей, которые способны быстро обучаться 1 необходимым навыкам и имеют потенциал для развития» 2.
Вторая связана с определением способности к руководству у офицеров: «…процент офицеров, удаленных из действующей армии, был пугающе высок. Это происходило потому, что либо они терпели неудачу в бою, либо старшие командиры предвидели эту неудачу. Именно психологами был разработан механизм отбора офицеров, способных руководить людьми. Масштабы данной проблемы значительно понизились. У этой процедуры отбора были две особенности, которые позволяют называть ее прототипом современных Центров Оценки: изучение поведения как показателя успеха при выполнении работы и использование множества источников данных при принятии решения об отборе» 3.
В дальнейшем армейские методы отбора были использованы в Великобритании для оценки сотрудников гражданских государственных учреждений, а позднее и в коммерческих компаниях. Метод быстро разошелся по всему миру.
Цели ассесмент-центра
Для чего нужно оценивать людей? Во-первых, для отбора и принятия других кадровых решений – о зачислении в резерв, переводе, ротации. Во-вторых, для развития и обучения. Часто человеку нужно просто указать на его недочеты и сильные стороны, чтобы он начал заниматься саморазвитием – вырабатывать у себя необходимые навыки и умения. Эту возможность дает ассесмент-центр.
Если оценка проводится больше для целей отбора, то акцент делается на точности и валидности. Одну и ту же компетенцию измеряют несколькими способами. Если же основная цель ассесмента – развитие, то при планировании учитывают то, как будет даваться обратная связь и рекомендации (Таблица 1).
Таблица 1. Отличия ассесмент-центров с разными целями