Как выбрать наилучшего кандидата, если их слишком много?

Обсудим, что делать, если на рынке намного больше соискателей, чем вам необходимо. Хорошо это или плохо? Как сделать наилучший выбор, не ошибиться и не взять на работу такого человека, который только кажется подходящим, но на самом деле таковым не является? Как сократить усилия HR-специалиста по подбору персонала и выиграть при этом в качестве?

Обстановка на рынке труда в период пандемии и после нее

Последние события – ​пандемия коронавируса, финансовая нестабильность, массовая самоизоляция и прочее – ​привели к серьезному изменению рынка труда. Многие отрасли пострадали от этих процессов, и на то, чтобы вернуть ситуацию к прежним, докризисным временам, потребуется значительно большее время. А некоторые обстоятельства уже не будут прежними. Так, среди занятых будет больше сотрудников, работающих удаленно, на длительное время сохранится социальная дистанция, требования в области санитарии, дезинфекции и т. д. Обсудим способы упростить работу HR-специалиста в новой реальности.

Портал hh.ru в апреле 2020 года провел опрос работодателей и работников, спрашивая, как кризис повлиял на кадровую политику в компании.

Диаграмма 1. Как текущий кризис сказался на численности сотрудников в российских компаниях

Как текущий кризис сказался на численности сотрудников в российских компаниях

Из диаграммы видно, что примерно в 20% компаний численность персонала уменьшилась уже в первый месяц начала действия ограничительных мер.

Вот еще один график, согласно которому 37% опрошенных считают, что количество сотрудников в их компаниях уменьшится в ближайшие 6 месяцев.

Диаграмма 2. Изменится ли численность сотрудников в ближайшие полгода

И еще один любопытный график от этой же компании о том, как изменятся планы по подбору персонала в ближайшие полгода.

Диаграмма 3. Изменились ли планы по подбору персонала в ближайший период

Как видите, ряд компаний начал сокращение сотрудников сразу, как только началась пандемия коронавируса. Сейчас же, спустя более полугода, к ним присоединились другие компании, которые, возможно, изначально надеялись продержаться, но не смогли. Поэтому в каких-то, наиболее пострадавших отраслях набор персонала полностью прекратили, в каких-то просто снизили, и лишь в 32% компаний планы не изменились. Незначительное количество отраслей (медицинские услуги, курьеры, программисты), наоборот, увеличили подбор персонала (около 3% от всех опрошенных).

Виды подбора персонала

Выделяют три основных вида подбора персонала:

Массовый наем – ​поиск сотрудников на простые вакансии, например, курьеров, уборщиков, водителей и т. д. Требования примерно понятны, количество соискателей огромно. Однако многие отсеиваются на предварительных этапах – ​плохо составленное резюме, не явились на встречу, плохие отзывы предыдущих работодателей и т. д.

Наем сотрудников среднего звена. Количество соискателей среднее. Обычно достаточно легко и быстро можно найти подходящего кандидата.

Executive search – ​поиск управленцев и узких специалистов. Разновидность – ​хедхантинг – ​когда вы переманиваете сотрудников у конкурентов. Это делается либо чтобы сразу брать максимально обученных и готовых к работе специалистов, либо для того, чтобы ослабить конкурента.

Как следует из названий и описания, сама вакансия определяет, какая конкуренция в ней на данный момент времени.

Распределение вакансий и соискателей

Средней считается конкуренция, когда на одну вакансию приходится примерно 5–6 резюме. Но в некоторых сферах (например, руководящий состав, программисты и т. д.) на данный момент есть по 10–15 резюме на одну вакансию (это – ​высокая конкуренция).

Первыми многие работодатели увольняли следующих сотрудников:

  • тех, кому за 45. Хотя у нас формально запрещена дискриминация по возрастному принципу, тем не менее именно эти...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите МАКСИМАЛЬНУЮ скидку именно сейчас!
Годовая подписка 2022 на любую версию журнала (бумажную, электронную, Комплект с доступом к базе знаний) по самой низкой цене.

Рекомендовано для вас

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Что может сказать почерк об ответственности работника

Любой руководитель хочет, чтобы в его команде были ответственные сотрудники. Однако под ответственностью может пониматься совершенно разное. В статье рассказываем, как по почерку судить об ответственности кандидата или работника. Рассматриваем различные подходы к определению ответственности, чтобы вы смогли понять, что подходит под философию вашей компании лучше всего. С помощью статьи и приведенных в ней практических примеров сможете самостоятельно идентифицировать применительно к конкретным ситуациям различные проявления ответственности своих подчиненных, коллег и кандидатов на вакансии. Полученные знания пригодятся вам и вне работы.

Как справиться с агрессией в коллективе

Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

Готовимся к проверке: психологические приемы

Во время проверки контролирующими организациями кадровик должен понимать психологию проверяющих и держать под контролем свои эмоции, чтобы правильно выстроить собственную линию поведения. О том, как это сделать, поговорим в статье.

Что может сказать почерк об ответственности работника

Любой руководитель хочет, чтобы в его команде были ответственные сотрудники. Однако под ответственностью может пониматься совершенно разное. В статье рассказываем, как по почерку судить об ответственности кандидата или работника. Рассматриваем различные подходы к определению ответственности, чтобы вы смогли понять, что подходит под философию вашей компании лучше всего. С помощью статьи и приведенных в ней практических примеров сможете самостоятельно идентифицировать применительно к конкретным ситуациям различные проявления ответственности своих подчиненных, коллег и кандидатов на вакансии. Полученные знания пригодятся вам и вне работы.

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Готовимся к проверке: психологические приемы

Во время проверки контролирующими организациями кадровик должен понимать психологию проверяющих и держать под контролем свои эмоции, чтобы правильно выстроить собственную линию поведения. О том, как это сделать, поговорим в статье.

Дискриминация в трудовых отношениях

Оскорбления и унижения работника за его религиозные предпочтения, ущемление прав беременных сотрудниц, установление льгот родственникам, подбор на должность секретаря только голубоглазых блондинок и другие формы дискриминации могут привести компанию в суд. Если же конфликт уже возник, работодателю нужно оценить, какие у подчиненного имеются аргументы и доказательства. Расскажем, как обезопасить себя от обвинений в дискриминации и на что обратить внимание в случае спора.