Top.Mail.Ru

Как выбрать наилучшего кандидата, если их слишком много?

Обсудим, что делать, если на рынке намного больше соискателей, чем вам необходимо. Хорошо это или плохо? Как сделать наилучший выбор, не ошибиться и не взять на работу такого человека, который только кажется подходящим, но на самом деле таковым не является? Как сократить усилия HR-специалиста по подбору персонала и выиграть при этом в качестве?

Обстановка на рынке труда в период пандемии и после нее

Последние события – ​пандемия коронавируса, финансовая нестабильность, массовая самоизоляция и прочее – ​привели к серьезному изменению рынка труда. Многие отрасли пострадали от этих процессов, и на то, чтобы вернуть ситуацию к прежним, докризисным временам, потребуется значительно большее время. А некоторые обстоятельства уже не будут прежними. Так, среди занятых будет больше сотрудников, работающих удаленно, на длительное время сохранится социальная дистанция, требования в области санитарии, дезинфекции и т. д. Обсудим способы упростить работу HR-специалиста в новой реальности.

Портал hh.ru в апреле 2020 года провел опрос работодателей и работников, спрашивая, как кризис повлиял на кадровую политику в компании.

Диаграмма 1. Как текущий кризис сказался на численности сотрудников в российских компаниях

Как текущий кризис сказался на численности сотрудников в российских компаниях

Из диаграммы видно, что примерно в 20% компаний численность персонала уменьшилась уже в первый месяц начала действия ограничительных мер.

Вот еще один график, согласно которому 37% опрошенных считают, что количество сотрудников в их компаниях уменьшится в ближайшие 6 месяцев.

Диаграмма 2. Изменится ли численность сотрудников в ближайшие полгода

И еще один любопытный график от этой же компании о том, как изменятся планы по подбору персонала в ближайшие полгода.

Диаграмма 3. Изменились ли планы по подбору персонала в ближайший период

Как видите, ряд компаний начал сокращение сотрудников сразу, как только началась пандемия коронавируса. Сейчас же, спустя более полугода, к ним присоединились другие компании, которые, возможно, изначально надеялись продержаться, но не смогли. Поэтому в каких-то, наиболее пострадавших отраслях набор персонала полностью прекратили, в каких-то просто снизили, и лишь в 32% компаний планы не изменились. Незначительное количество отраслей (медицинские услуги, курьеры, программисты), наоборот, увеличили подбор персонала (около 3% от всех опрошенных).

Виды подбора персонала

Выделяют три основных вида подбора персонала:

Массовый наем – ​поиск сотрудников на простые вакансии, например, курьеров, уборщиков, водителей и т. д. Требования примерно понятны, количество соискателей огромно. Однако многие отсеиваются на предварительных этапах – ​плохо составленное резюме, не явились на встречу, плохие отзывы предыдущих работодателей и т. д.

Наем сотрудников среднего звена. Количество соискателей среднее. Обычно достаточно легко и быстро можно найти подходящего кандидата.

Executive search – ​поиск управленцев и узких специалистов. Разновидность – ​хедхантинг – ​когда вы переманиваете сотрудников у конкурентов. Это делается либо чтобы сразу брать максимально обученных и готовых к работе специалистов, либо для того, чтобы ослабить конкурента.

Как следует из названий и описания, сама вакансия определяет, какая конкуренция в ней на данный момент времени.

Распределение вакансий и соискателей

Средней считается конкуренция, когда на одну вакансию приходится примерно 5–6 резюме. Но в некоторых сферах (например, руководящий состав, программисты и т. д.) на данный момент есть по 10–15 резюме на одну вакансию (это – ​высокая конкуренция).

Первыми многие работодатели увольняли следующих сотрудников:

  • тех, кому за 45. Хотя у нас формально запрещена дискриминация по возрастному принципу, тем не менее именно эти...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Контроль дистанционных работников с помощью тайм-трекеров

Тайм-трекеры позволяют контролировать работу дистанционных работников, трудящихся на компьютере. Существуют как ручные трекеры (фактически для самоконтроля), так и автоматические. Расскажем, что они могут отслеживать, какие данные получит работодатель, как их нужно интерпретировать и что учесть. Предупреждаем о несовершенстве таких программ и выделяем наиболее популярные из них.

Как организовать внутренние коммуникации

От внутренних коммуникаций напрямую зависит повышение эффективности труда. Рассказываем о подходах к построению формальных коммуникаций в организации. При этом не будем затрагивать чисто кадровые документы – ​уведомления и объяснительные, а возьмем более широко – ​любые формальные коммуникации между сотрудниками в организации – ​служебные записки, сообщения, письма; на бумаге, по электронной почте, в мессенджере. Узнаете, на что обратить внимание и как организовать внутренние коммуникации для оптимизации процесса работы.

Манипуляции и эмоциональный шантаж: вскрыть, пресечь, блокировать

Что такое манипуляция? Как понять, что вами манипулируют? В чем причина и что движет манипуляторами? Почему они не могут прямо озвучить свои желания? Какие виды манипуляций бывают? Что означает эмоциональный шантаж? Почему люди к нему прибегают? Как поступить, если вас шантажируют на работе? Каковы причины, по которым люди становятся жертвами манипуляции? Как с этим бороться? Ответы на эти и другие вопросы, а также разбор ситуаций на конкретных примерах смотрите в статье. Пригодится как на работе, так и в личных, семейных взаимоотношениях.

Почему важно хвалить подчиненных

HR-отделу известно, что некоторые руководители любят использовать «метод кнута и пряника» без пряника. Они просто не понимают, что положительная мотивация более эффективна, чем отрицательная. Да и в связке они часто не работают. Уже доказано, что отрицательная обратная связь ничему не учит, а вот положительная, напротив, может стать тем фундаментом, который поможет руководителю и подчиненным установить продуктивные, партнерские отношения. Однако похвала не должна быть неискренней или формальной. Как правильно научиться хвалить подчиненных – ​в материале нашего эксперта-практика.

Дискриминация в трудовых отношениях

Оскорбления и унижения работника за его религиозные предпочтения, ущемление прав беременных сотрудниц, установление льгот родственникам, подбор на должность секретаря только голубоглазых блондинок и другие формы дискриминации могут привести компанию в суд. Если же конфликт уже возник, работодателю нужно оценить, какие у подчиненного имеются аргументы и доказательства. Расскажем, как обезопасить себя от обвинений в дискриминации и на что обратить внимание в случае спора.

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Рабочая переписка в корпоративном мессенджере

Все больше организаций заводят корпоративные чаты для быстрого общения между сотрудниками. Это действительно удобно. Сообщение мгновенно оказывается на телефоне или другом гаджете коллеги (подчиненного, руководителя). В статье рассказываем о корректном поведении в рабочем мессенджере, в частности, о каких правилах русского языка не стоит забывать, как быстро отвечать на сообщения, корректно ли отправлять их в нерабочее время, какие особенности общения в мессенджере нужно учитывать. Например, аббревиатуры интернет-общения, смайлики, мемы и др.

Как справиться с агрессией в коллективе

Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.