Как выбрать наилучшего кандидата, если их слишком много?

Обсудим, что делать, если на рынке намного больше соискателей, чем вам необходимо. Хорошо это или плохо? Как сделать наилучший выбор, не ошибиться и не взять на работу такого человека, который только кажется подходящим, но на самом деле таковым не является? Как сократить усилия HR-специалиста по подбору персонала и выиграть при этом в качестве?

Обстановка на рынке труда в период пандемии и после нее

Последние события – ​пандемия коронавируса, финансовая нестабильность, массовая самоизоляция и прочее – ​привели к серьезному изменению рынка труда. Многие отрасли пострадали от этих процессов, и на то, чтобы вернуть ситуацию к прежним, докризисным временам, потребуется значительно большее время. А некоторые обстоятельства уже не будут прежними. Так, среди занятых будет больше сотрудников, работающих удаленно, на длительное время сохранится социальная дистанция, требования в области санитарии, дезинфекции и т. д. Обсудим способы упростить работу HR-специалиста в новой реальности.

Портал hh.ru в апреле 2020 года провел опрос работодателей и работников, спрашивая, как кризис повлиял на кадровую политику в компании.

Диаграмма 1. Как текущий кризис сказался на численности сотрудников в российских компаниях

Как текущий кризис сказался на численности сотрудников в российских компаниях

Из диаграммы видно, что примерно в 20% компаний численность персонала уменьшилась уже в первый месяц начала действия ограничительных мер.

Вот еще один график, согласно которому 37% опрошенных считают, что количество сотрудников в их компаниях уменьшится в ближайшие 6 месяцев.

Диаграмма 2. Изменится ли численность сотрудников в ближайшие полгода

И еще один любопытный график от этой же компании о том, как изменятся планы по подбору персонала в ближайшие полгода.

Диаграмма 3. Изменились ли планы по подбору персонала в ближайший период

Как видите, ряд компаний начал сокращение сотрудников сразу, как только началась пандемия коронавируса. Сейчас же, спустя более полугода, к ним присоединились другие компании, которые, возможно, изначально надеялись продержаться, но не смогли. Поэтому в каких-то, наиболее пострадавших отраслях набор персонала полностью прекратили, в каких-то просто снизили, и лишь в 32% компаний планы не изменились. Незначительное количество отраслей (медицинские услуги, курьеры, программисты), наоборот, увеличили подбор персонала (около 3% от всех опрошенных).

Виды подбора персонала

Выделяют три основных вида подбора персонала:

Массовый наем – ​поиск сотрудников на простые вакансии, например, курьеров, уборщиков, водителей и т. д. Требования примерно понятны, количество соискателей огромно. Однако многие отсеиваются на предварительных этапах – ​плохо составленное резюме, не явились на встречу, плохие отзывы предыдущих работодателей и т. д.

Наем сотрудников среднего звена. Количество соискателей среднее. Обычно достаточно легко и быстро можно найти подходящего кандидата.

Executive search – ​поиск управленцев и узких специалистов. Разновидность – ​хедхантинг – ​когда вы переманиваете сотрудников у конкурентов. Это делается либо чтобы сразу брать максимально обученных и готовых к работе специалистов, либо для того, чтобы ослабить конкурента.

Как следует из названий и описания, сама вакансия определяет, какая конкуренция в ней на данный момент времени.

Распределение вакансий и соискателей

Средней считается конкуренция, когда на одну вакансию приходится примерно 5–6 резюме. Но в некоторых сферах (например, руководящий состав, программисты и т. д.) на данный момент есть по 10–15 резюме на одну вакансию (это – ​высокая конкуренция).

Первыми многие работодатели увольняли следующих сотрудников:

  • тех, кому за 45. Хотя у нас формально запрещена дискриминация...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организация после самоизоляции: рекомендации HR

Самоизоляция из-за пандемии коронавируса COVID-19 стала серьезным испытанием для всех. Многие пишут: «Мир уже никогда не станет прежним». Как компаниям быстро преодолеть возникшие проблемы и вернуться в рабочий ритм? Стоит ли стремиться забыть обо всем пережитом или можно использовать что-то из накопленного нового опыта? В статье разберемся в этих непростых вопросах.

Как грамотно подбирать персонал

Поговорим о том, как с психологической точки зрения облегчить подбор персонала по заявкам внутренних заказчиков. Как правильно понять, кто именно требуется на данную должность, почему человек подходит для этой работы (или нет), какие стоп-сигналы нужно выявить и отметить, чтобы не брать на работу явно неподходящих. Как точнее выяснить пожелания руководителя и задать ему именно те вопросы, которые помогут безошибочно отсеять неподходящих кандидатов еще на ранних этапах отбора? И что делать, если все это не помогло?

Как правильно организовать удаленную работу?

В связи с пандемией коронавирусной инфекции многим пришлось столкнуться с удаленной работой. И если раньше считалось, что люди, которые работают вне офиса, все поголовно сидят у океана под красивой пальмой в шезлонге и медленно потягивают коктейль через трубочку, то теперь выяснилось, что это совсем не так. Многих людей работа дома так поглощает, что они сидят у компьютера и телефона без перерывов с утра до вечера, что плохо сказывается на общем состоянии и настроении. О том, как не стрессовать, собраться и эффективно работать, самоорганизовать себя, чтобы не только трудиться, но и отдыхать, мы и поговорим в этой статье.

Отказ в приеме на работу: за и против

В процессе деятельности любая организация сталкивалась с необходимостью подбора персонала. Зачастую работодатели считают, что вправе отказать любому соискателю, который им не понравится. Компанию можно понять – будущий сотрудник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к кандидатам для выполнения конкретной работы. Указанная позиция отчасти является верной. Несмотря на право работодателя самостоятельно принимать решения относительно подбора персонала, существуют определенные правила и ограничения. Читайте о том, на что, по мнению суда, нужно обратить внимание при составлении отказа в приеме на работу.

Дискриминация в трудовых отношениях

Оскорбления и унижения работника за его религиозные предпочтения, ущемление прав беременных сотрудниц, установление льгот родственникам, подбор на должность секретаря только голубоглазых блондинок и другие формы дискриминации могут привести компанию в суд. Если же конфликт уже возник, работодателю нужно оценить, какие у подчиненного имеются аргументы и доказательства. Расскажем, как обезопасить себя от обвинений в дискриминации и на что обратить внимание в случае спора.

Отказ в приеме на работу: за и против

В процессе деятельности любая организация сталкивалась с необходимостью подбора персонала. Зачастую работодатели считают, что вправе отказать любому соискателю, который им не понравится. Компанию можно понять – будущий сотрудник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к кандидатам для выполнения конкретной работы. Указанная позиция отчасти является верной. Несмотря на право работодателя самостоятельно принимать решения относительно подбора персонала, существуют определенные правила и ограничения. Читайте о том, на что, по мнению суда, нужно обратить внимание при составлении отказа в приеме на работу.

Организация после самоизоляции: рекомендации HR

Самоизоляция из-за пандемии коронавируса COVID-19 стала серьезным испытанием для всех. Многие пишут: «Мир уже никогда не станет прежним». Как компаниям быстро преодолеть возникшие проблемы и вернуться в рабочий ритм? Стоит ли стремиться забыть обо всем пережитом или можно использовать что-то из накопленного нового опыта? В статье разберемся в этих непростых вопросах.

Как правильно организовать удаленную работу?

В связи с пандемией коронавирусной инфекции многим пришлось столкнуться с удаленной работой. И если раньше считалось, что люди, которые работают вне офиса, все поголовно сидят у океана под красивой пальмой в шезлонге и медленно потягивают коктейль через трубочку, то теперь выяснилось, что это совсем не так. Многих людей работа дома так поглощает, что они сидят у компьютера и телефона без перерывов с утра до вечера, что плохо сказывается на общем состоянии и настроении. О том, как не стрессовать, собраться и эффективно работать, самоорганизовать себя, чтобы не только трудиться, но и отдыхать, мы и поговорим в этой статье.