Top.Mail.Ru
В небольших организациях кадровым службам нередко приходится заниматься обработкой и хранением персональных данных не только работников, но и клиентов компании. В этом случае существенно возрастает документооборот. Например, до начала обработки персональных данных придется уведомить Роскомнадзор, получить согласие на распространение персональных данных клиента, уведомить его о том, что такая информация была получена от третьих лиц, и пр.

Порядок работы с персональными данными клиентов во многом сходен с порядком работы с персональными данными сотрудников. Его мы рассмотрели в прошлом номере. Однако в работе с персональными данными клиентов есть несколько особенностей, о которых должны знать кадровики.

Кадровым службам (особенно небольших и средних компаний) зачастую приходится работать с персональными данными не только сотрудников, но и клиентов. Прежде всего это касается компаний, продающих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) физическим лицам. Но и компании, работающие в секторе B2B, тоже нередко сталкиваются с персональными данными. Это, к примеру, персональные данные контактных лиц в организациях-контрагентах, физических лиц-консультантов, фрилансеров, иных граждан, которые не являются работниками компании, но оказывают ей услуги (например, врачи для фармацевтических ­компаний, авторы в журналах, рекрутеры в кадровых агентствах и т.д.).

Согласие и уведомление граждан

Начнем с того, что согласие физического лица на предоставление и обработку персональных данных (ПД) является обязательным (ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», далее – Закон № 152-ФЗ). Причем оно может быть получено только в письменной форме.

Форма письменного согласия законодательством не оговаривается, поэтому компания может использовать собственную, однако в ч. 4 ст. 9 (Закона № 152-ФЗ) предусмотрены сведения, которые должны быть ­отражены в нем.

Судебная практика

Если клиенты заказывают товары или услуги, заполняя анкету на сайте в электронном виде, содержащую сведения о персональных данных, то отдельного согласия на обработку данных не потребуется. Отправляя свои данные по указанному алгоритму заполнения анкеты, физические лица фактически выражают свое согласие на передачу своих персональных данных, т.е. при обработке персональных данных письменное согласие считается полученным (постановление ­Федерального ­арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2010 по делу № ­А56-73636/2009).

В отличие от трудовых отношений, когда работник чаще всего лично предоставляет свои ПД, с данными клиентов может возникнуть ситуация, когда сведения будут получены не напрямую, а от других операторов (например, если компания обращается к юридической фирме для ­ведения судебного дела в отношении клиента – физического лица).

Для таких случаев ст. 18 Закона № 152-ФЗ предусматривает следующее правило. Если персональные данные получены не от субъекта ПД, до начала их обработки оператор обязан предоставить субъекту ПД ­следующую информацию:

  • наименование либо фамилию, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;
  • цель обработки персональных данных и ее правовое основание;
  • о предполагаемых пользователях персональных данных;
  • установленные законом права субъекта персональных данных;
  • источник получения...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя

С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию. Как именно она проводится. Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра. Какие работники обязаны проходить диспансеризацию. Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату. Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить. Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время. Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать. Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день. Приводим образцы всех необходимых документов.

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.