Правильное применение режима коммерческой тайны поможет компании защитить конфиденциальную информацию от недобросовестных конкурентов и собственных работников. Рассмотрим пошагово меры, которые должны быть приняты для установления режима ­коммерческой тайны.

Изобретения, технологии и секреты производства не случайно оберегаются компаниями. Ведь они приносят успех именно вследствие их неизвестности конкурентам. Причем опасность распространения конфиденциальной информации исходит не только от недобросовестных контрагентов, но и от работников организации. Как защитить конфиденциальную информацию компании и чем могут помочь работники кадровой службы организации?

Любые сведения, образующиеся в ходе работы компании, она вправе отнести к охраняемым законом, для которых может быть установлен режим коммерческой тайны. Целесообразно его устанавливать в отношении информации, которая имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2004 № ­98-ФЗ «О коммерческой тайне», далее – Закон № 98-ФЗ).

К сведению

Коммерческая информация – это сведения финансового и делового характера. А коммерческая тайна – это специально установленный законодательством правовой режим, при правильном применении которого государство встает на защиту коммерческой информации компании.

Разработка нормативных документов, необходимых для установления режима, производится комиссией из представителей разных подразделений. Ведущую роль играют кадровая служба компании, секретариат, служба безопасности и IT-подразделение.

На отделе кадров лежит сразу несколько задач:

  • довести до сведения каждого работника разработанные локальные нормативные акты, касающиеся коммерческой тайны;
  • подготовить дополнительные соглашения к трудовым договорам и подписать их;
  • разъяснить содержание локальных нормативных актов, ответить на вопросы сотрудников, убедиться, что они понимают содержание установленных ­правил.

Правильное применение режима коммерческой тайны поможет компании защитить конфиденциальную информацию от недобросовестных конкурентов и собственных работников. Рассмотрим подробнее меры, которые должны быть ­приняты для установления режима коммерческой тайны.

Шаг 1. Закрепляем перечень информации, составляющей коммерческую тайну

Для начала работодатель обязан установить перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Здесь следует учитывать, что некоторые нормативные правовые акты ограничивают этот режим. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении данных, указанных в ст. 5 Закона № 98-ФЗ. Это сведения:

  1. содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности и т.д.;
  4. о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии ­свободных рабочих мест;
  5. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  6. о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  7. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от ­имени юридического лица.

К коммерческой тайне не могут быть отнесены и сведения, перечисленные в постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую ­тайну». К ним относятся:

  1. учредительные документы;
  2. документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
  3. сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности;
  4. документы о платежеспособности;
  5. сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, условиях работы, наличии свободных рабочих мест;
  6. документы об уплате налогов и обязательных платежей;
  7. сведения о ­соблюдении правил охраны труда;
  8. сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;
  9. сведения о нарушении антимонопольного законодательства;
  10. сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью ­населения.

Иные нормативные правовые акты также могут вносить ограничительные меры. Например, коммерческой тайной нельзя назвать бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № ­402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Образец перечня информации, составляющей коммерческую тайну, приведем в Примере 1.

Пример 1. Фрагмент перечня информации, составляющей коммерческую тайну

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как изменилась дистанционная работа с 2021 года

Пандемия и вынужденный массовый перевод сотрудников на «удаленку» выявили значительные пробелы в трудовом законодательстве. Было решено их заполнить, приняв соответствующие изменения в ТК РФ. Правда, в результате спорных и нерешенных вопросов осталось немало. Расскажем, как изменилась дистанционная работа в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года поправок в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на удаленную работу; всегда ли требуется его согласие; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; когда и какие электронные подписи необходимо использовать; нужно ли обмениваться бумажными документами; чем работодатель должен обеспечить таких работников; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; по каким причинам их можно уволить и др. Мы проанализировали все важные положения гл. 49.1 ТК РФ, а также опросили экспертов о том, что станет удобнее для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Ошибки при привлечении к работе в нерабочие праздничные дни

Первая половина года всегда богата на нерабочие праздничные дни. Но иногда с отдыхом приходится повременить. Например, если случилась непредвиденная ситуация и работодателю нужно вызвать сотрудника на работу именно в праздничный день. Расскажем, в каком порядке работодателю привлечь сотрудника к работе, каких ошибок лучше избежать и какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в этой части. Рассмотрим поэтапно процедуру привлечения к работе в выходные и праздники, приведем образцы необходимых документов. Узнаете, что говорят консультанты Роструда и суды о том, должен ли работодатель при увольнении работника компенсировать ему деньгами отгулы за труд в праздники. Учитывая, что у многих работников к моменту увольнения накапливается серьезный «запас» отгулов, которые могут «влететь в копеечку» работодателю, наш анализ поможет кадровику при необходимости аргументировать свою позицию.

Как привлечь «дистанционщика» к дисциплинарной ответственности

Все больше компаний переводит сотрудников на дистанционную работу. Такой подход обусловлен новыми техническими возможностями и профилактикой распространения коронавирусной инфекции. Но не все работодатели осознают, что регулирование труда дистанционного работника отличается от установленных общих правил. Чаще всего проблемы возникают при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности. Расскажем про особенности привлечения к дисциплинарной ответственности «дистанционщиков», что необходимо доказывать, какие документы и как составлять, чтобы не нажить проблем. Упомянем про особенности увольнения по собственному желанию и по сокращению, ведь работодатели часто прибегают к таким основаниям прекращения трудового договора с неэффективными сотрудниками. Приведем образцы необходимых формулировок в локальных нормативных актах и трудовых договорах.

Что выбрать: «удаленка», «дистанционка», надомная работа или фриланс?

Пандемия коронавируса стимулирует бизнес осваивать непривычные формы организации труда. Еще недавно работодатели ставили под сомнение эффективность труда сотрудника при дистанционной работе. В настоящий момент многие организации изменили свой подход. ТК РФ регулирует дистанционную, надомную и отдельно – работу на дому (при отпуске по уходу за ребенком и пр.). Депутаты рассматривают законопроект о регламентировании временной и комбинированной дистанционной (удаленной) работы. При переводе сотрудников на «удаленку» некоторые работодатели допускают ошибки, неправильно используя термины, отражающие особенности условий труда. Расскажем, чем они отличаются, а также с какими преимуществами и минусами придется столкнуться.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Медосмотры при приеме на работу

В некоторых случаях заключение с сотрудником трудового договора без проведения обязательного предварительного медицинского осмотра является нарушением законодательства о труде. Из статьи вы узнаете, для каких категорий работников обязательны такие обследования, о порядке их проведения и налогообложении расходов на медосмотры.

Три дня в офисе, два – дистанционно: допустим ли смешанный способ организации труда?

Вопрос о возможности применения дистанционно-офисного, или, иными словами, комбинированного, способа организации труда назревал уже давно. Многие работодатели размышляли о том, можно ли работникам трудиться, например, 3 дня в офисе, а 2 дня удаленно (дистанционно) или 4 часа в день в офисе, а 4 удаленно и иным подобным образом. Пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры властей увеличили количество работодателей, интересующихся этим вопросом. Выясним, как это регулируется действующим трудовым законодательством, какие планы у Правительства РФ по модернизации существующих норм, что думают о таком спорном вопросе Роструд и Минтруд России. А также расскажем, как снизить риски при переводе сотрудников на смешанный режим работы уже сейчас, пока нововведения в ТК РФ не приняты.