В связи с пандемией нового коронавируса был введен мораторий на проведение проверок до конца года, но только для субъектов малого и среднего предпринимательства. К тому же в некоторых случаях проверки все равно состоятся. Расскажем о проверках соблюдения трудового законодательства, основанных на так называемом риск-ориентированном подходе, которые проводят уже два с лишним года. Рассмотрим, что представляет собой такой подход, как он работает на практике и почему с его появлением радикально изменилось количество проверок и выявленных нарушений.
Впервые упоминание о риск-ориентированном подходе в законодательстве появилось в 2015 году (ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294-ФЗ). Однако применять его начали спустя почти три года. Корректировки в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875) 1, вступили в силу с 1 января 2018 года.
Внимание к рискам
О том, что такое риск-ориентированный подход, сказано в ч. 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ. Это метод организации проверок, при котором для каждой категории компаний устанавливается своя периодичность, продолжительность и форма контрольных мероприятий. Зависимость такая: чем опаснее деятельность компании и больше вероятность нарушений, тем пристальнее будет внимание проверяющих.
Таким образом, трудинспекторы теперь проверяют не все компании подряд, а только те, в которых вероятность нарушений наиболее высока.
Проверки в 2020 году
В нынешнем году из-за пандемии проведение проверок существенно ограничено (Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). Так, внеплановые проверки проводятся только в 4 случаях (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля…»):
- по факту причинения (угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан или возникновения чрезвычайных ситуаций (при условии согласования проверки с прокуратурой);
- для контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, требования прокурора;
- для предоставления или возобновления действия лицензии (разрешения, правового статуса).
Причем большинство проверок – дистанционные. Исключения могут быть установлены исключительно Президентом РФ, Правительством РФ или прокурором и только для первых трех пунктов списка.
А вот в рамках плана проверить могут лишь организацию, которая не относится к субъектам малого (среднего) предпринимательства. Да и то при условии, что ее деятельность (производственные объекты) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1 классу (категории) опасности, либо в организации установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). Причем проверка также будет дистанционной.
Количество проверок
По задумке такой подход должен был уменьшить количество выездных проверок и одновременно повысить их эффективность. И надо сказать, что ожидания оправдались. Общероссийская статистика показывает, что контролеры действительно стали реже приходить в гости (см. Диаграмму 1).
В регионах схожая динамика.
Диаграмма 1. Количество проверок Государственной инспекции труда в целом по России в 2015–2020 гг. 2
Количество нарушений
Вместе с уменьшением числа проверок снизилось и количество выявленных нарушений (Диаграмма 2). Если в 2015 году их было почти 600 тыс., то в 2018 году – чуть больше 300 тыс. Официальных данных за 2019 год, к сожалению, нет. По неофициальной информации, количество выявленных нарушений составило порядка 313 000.
Диаграмма 2. Количество выявленных нарушений по результатам проверок (включая внеплановые) Государственной инспекции труда 2015-2019 гг. 3