Top.Mail.Ru

Преступление и наказание: учитываем психологический фактор

Когда служба персонала занимается разработкой мотивации, то помимо премиальной части зарплаты в положения о стимулировании, как правило, вносят раздел, связанный с наказаниями. Их набор в каждой компании различается, но общие правила требуют соблюдения в любой ситуации. Ведь менеджеру по персоналу следует хорошо представлять механизм наказания как с точки зрения ­психологического эффекта, так и с позиции управления персоналом.

Служба персонала, обсуждая систему наказаний, должна предлагать наиболее эффективные меры, учитывая особенности сотрудников, характер работы и другие факторы. Изучим, что необходимо учесть в системе наказаний с ­позиции психологии.

Когда служба персонала занимается разработкой мотивации, то помимо премиальной части зарплаты в положения о стимулировании, как правило, вносят раздел, связанный с депремированиями. Набор наказаний в каждой компании различается. Встречаются подробные документы, где описываются малейшие нарушения и назначена конкретная сумма, которую должен «заплатить» провинившийся, лишившись части премии. Есть и такие, где положения регламентируют дисциплинарные меры в общих чертах. А прерогатива наказывать и определять, за что наказывать, принадлежит непосредственным руководителям. Начальник «ловит» подчиненного на месте «преступления», определяет его глубину и тяжесть и решает, какую меру назначить (в пределах ­требований ТК РФ).

Разрабатывая положение о системе мотивации, дисциплинарный регламент или иной локальный нормативный акт, регулирующий применение мер воздействия, менеджер по персоналу должен хорошо представлять механизм наказания, как с точки зрения психологического эффекта, так и с позиции управления персоналом.

Мнение эксперта

Напомним, что согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель имеет право применить только три вида дисциплинарных взысканий:

  1. замечание,
  2. выговор,
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены иные дисциплинарные взыскания, установленные федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (например, для гражданских служащих, работников железнодорожного транспорта и пр.).

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть ­совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Обратите внимание: не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (см. ст. 192 ТК РФ). Система штрафов, которую так любят многие работодатели, противоречит действующему законодательству (ст. 137 ТК РФ). Однако это не значит, что ее нельзя видоизменить под требования трудового законодательства. Многие компании в локальных нормативных актах, чаще всего в положении об оплате труда и / или премировании, вводят показатели премирования, куда включают трудовую дисциплину, иные требования, например опрятность, порядок на рабочем месте и пр., и за их нарушение вводят понижающий коэффициент. Такую систему на практике еще называют депремированием. Вместе с тем, если в компании не установлена система премирования, то уменьшать оклад работников в качестве меры наказания ни в коем случае нельзя. Это незаконно.

Имейте в виду также позицию Верховного Суда РФ, озвученную в определении от 06.06.2003 № 48-Г03-5. При рассмотрении вопроса законности депремирования сотрудника суду следует проверить наличие оснований для лишения работника премии, а также был ли соблюден работодателем порядок лишения работника ­премии, установленный локальным нормативным актом компании.

А это значит, что нужно тщательно оформлять все необходимые документы. В приказе о распределении премии за отчетный период необходимо отразить уменьшение или неначисление премии конкретным работникам. В документе нельзя указать, что работник лишается премии, а нужно включить формулировку о том, что ему в связи с недостатками в работе (производственными упущениями, перечень которых указан в локальном нормативном акте), премия начисляется в ­таком-то размере (можно в процентном отношении).

Что такое наказание

Способы воздействия на человека мы знаем интуитивно, однако бытового понимания на уровне поговорок «не хочешь по-хорошему, будет по-плохому» – недостаточно. Наказание в психологии и физиологии – одна из разновидностей отрицательного подкрепления. Впрочем, в этом термине есть противоречие. Строго говоря, подкрепление – это действие в отношении субъекта (человека или, например, животного), ­повышающее вероятность повторения у него желаемого поведения.

Приведем пример. Мы видим, что ребенок собирает игрушки, и если хотим, чтобы он продолжал поступать так и дальше (убирал их после того, как...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Почему не приживаются новые сотрудники?

Отдел кадров выполнил свою работу и подобрал на вакансию подходящего сотрудника. Казалось бы, все, можно радоваться. Но через какое-то время сотрудник увольняется. Почему? Разбираемся, какие ошибки совершают кадровик и руководитель, когда составляют объявления о вакансиях, проводят собеседования, принимают на работу. Объясняем, когда уже принятые сотрудники могут оказаться неподходящими, что учитывать при адаптации нового человека на работе. Называем причины, из-за которых, казалось бы, идеальный кандидат уходит сам. Даем советы руководителю, который ищет себе подчиненного, и hr-специалисту, как подобрать действительно адекватного кандидата и какую работу для этого придется провести со своей стороны.

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Как отдыхать, чтобы с удовольствием работать

Лето уже не за горами, а с ним и начало отпускного сезона. В статье говорим о том, как лучше отдыхать, чтобы вернуться к работе действительно полными сил и энергии, с новым творческим потенциалом и запалом, которого бы хватило надолго; как выбрать лучший вариант отпуска из нескольких доступных. В том числе разбираем, как подбирать отдых под свой тип усталости. Возможно, предложенные автором техники отдыха окажутся полезными для вас.

Влияние цвета на человека

Рассказываем о значении цвета в психологии и психотерапии, как его можно использовать для лечения и расслабления, при стрессовых ситуациях, синдроме хронической усталости. В табличной форме даем описание цветов и их влияние на психофизическое состояние человека (как положительное, так и отрицательное). Предлагаем упражнения (цветовая соляризация воды, дыхание) и советы по выбору цвета одежды для разных задач (переговоров или дружеских посиделок).

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.