Анализируем психологию общения сотрудников в интернете

В последние годы анализ переписки и используемых аватаров в сети – это одно из новых и весьма перспективных направлений, которое позволяет отслеживать психологическое состояние сотрудников. Учитывая, что главным направлением деятельности кадровых служб считается формирование трудовых ресурсов: планирование потребности в них и организация практических мероприятий по набору кадров, разрешение конфликтов, реализация социальной политики компании, очевидно, что правильное составление психологического портрета может помочь при принятии кадровых решений. А раннее выявление лиц, находящихся в стрессовом состоянии, дает необходимый материал для принятия решений, направленных на обеспечение безопасности организации.

Для любой компании большое значение имеет обеспечение корпоративной безопасности. Одним из ее компонентов является анализ состояния личности сотрудников. Не секрет, что все значимые поступки нашей жизни влияют на поведение и психологическое состояние, которое можно выявить по разным признакам. Однако при этом работодателю крайне важно соблюдать права человека, в том числе неприкосновенность личной жизни сотрудника. Ведь совместить анализ динамики личностных изменений работника с невмешательством в его личную жизнь крайне тяжело. Именно здесь на помощь кадровикам может прий­ти анализ открытой переписки сотрудника в интернете. Общение персонала в открытом информационном поле не связано с конфиденциальностью информации, так как предполагает наличие общественного доступа к ней. Кроме того, в область ­анализа может быть включена и служебная электронная переписка.

Очевидно, что информации в интернете для составления психологических портретов сотрудников крайне мало, что снижает их достоверность. Из области исследования из-за особенностей общения в интернете исключается видеоинформация, аудиоинформация (особенности речи и построения фраз в устной речи), а также информация об особенностях рукописного письма. Остается лишь информация, связанная с построением фраз, особенностями расположения печатных строк, подбора букв и символов, а также информация, связанная с подбором аватаров1.

Несмотря на скудость информации мы можем:

  1. составить общий психологический портрет сотрудника, что даст возможность выделить в его характере главенствующие радикалы, которые формируют наше поведение во всех ситуациях, так как увязываются с биологией нервной системы. Составив даже примерный психологический портрет, работодатель сможет контролировать конфликтность ситуации в коллективе и оптимизировать как адаптацию сотрудников на новом месте, так и организацию групповой работы;
class=''
  • проанализировать динамику изменения психологического состояния личности, что даст возможность выявить «слабые места» в коллективе, в том числе лиц, вероятно совершивших антикорпоративные поступки или могущих их совершить в силу нахождения в стрессовой ситуации. Если стиль общения меняется, то, возможно, это первый признак психологических проблем, который требует повышенного внимания к ­сотруднику.
  • Анализ разговоров в сети для определения психотипа

    Для составления ориентировочного психологического портрета сотрудника по материалам его общения в открытых или корпоративных сегментах телекоммуникационных сетей, включая интернет, можно использовать материалы 2–5-дневной переписки или даже один текст, если он достаточно большой. Несмотря на то что язык общения в информационной сети краток и специфичен, любой текст имеет эмоциональную окраску, которая определяется частотой и порядком употребления тех или иных слов, знаков, символов.

    Условно можно выделить два этапа анализа переписки:

    • грубая диагностика, которая сводится к общему анализу текста (ощущение от текста – эмоциональный накал, искренность, грамотность; признаки речи и т.п.);
    • точная диагностика, которая сводится к поиску признаков личности. С одной стороны, она подтвердит или опровергнет гипотезу о типе личности, выдвинутую на основании общего анализа текста, а с другой – может дать дополнительную уточняющую информацию о ­сотруднике.

    При грубой диагностике в сетевых беседах сложно, но можно выявить череду поведенческих тенденций, сопряженных с отдельными ­главенствующими радикалами характера:

    1. Истероидная тенденция2заключается, в основном, в создании и презентации широкой общественности иллюзорно благополучной модели мира, в которой центральное место занимает собственное «я» истероида. Поэтому в текстах переписки он всегда будет рассказывать о своем благополучии (купленных навороченных машинах, посещении ­закрытых премьер и т.п.), причем все это будет представлено через «я сам».
    Пример 1

    Если вы увидите групповую фотографию в профиле такого работника, то истероид на ней располагается в центре. Скорее всего, на нем будут яркие украшения, крупные и броские часы.

    class=''
  • Эпилептоидная тенденция
  • Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

    Купить эту статью
    за 300 руб.
    Подписаться на
    журнал сейчас
    Получать бесплатные
    статьи на e-mail

    Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
    Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

    • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
    • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

    А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

    Внимание!
    Ловите МАКСИМАЛЬНУЮ скидку именно сейчас!
    Годовая подписка 2022 на любую версию журнала (бумажную, электронную, Комплект с доступом к базе знаний) по самой низкой цене.

    Рекомендовано для вас

    Как справиться с агрессией в коллективе

    Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

    Как научиться умению убеждать

    Как научиться обосновывать свою позицию и изменять точку зрения собеседника? Это крайне важное умение порой имеет большее значение, чем профессиональные навыки, волевые и морально-нравственные качества. Оно пригодится не только в серьезных вопросах (повышение в должности или зарплаты), но и по мелочам (раньше уйти с работы, попросить служебный автомобиль и т.д.). Расскажем об ошибках, которые часто допускают люди, пытаясь кого-нибудь убедить в своей правоте, и методах, как их не допускать.

    Готовимся к проверке: психологические приемы

    Во время проверки контролирующими организациями кадровик должен понимать психологию проверяющих и держать под контролем свои эмоции, чтобы правильно выстроить собственную линию поведения. О том, как это сделать, поговорим в статье.

    Ошибки в общении с подчиненными: обнаружить и избавиться

    Менеджмент – ​это не только планирование, учет и анализ показателей и результатов. Руководитель может быть сколь угодно хорошим стратегом, но если он не умеет строить конструктивные отношения с подчиненными, его знание бизнес-процессов и понимание рынка принесут крайне слабые результаты. Ошибки, которые допускают начальники в общении, стоят порой слишком дорого. Самые распространенные и очевидные последствия неправильных отношений – ​текучесть кадров и снижение качества человеческих ресурсов. В статье рассказываем об ошибках руководства и роли hr-менеджера в их преодолении.

    Учимся правильно давать негативную обратную связь

    Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

    Как научиться умению убеждать

    Как научиться обосновывать свою позицию и изменять точку зрения собеседника? Это крайне важное умение порой имеет большее значение, чем профессиональные навыки, волевые и морально-нравственные качества. Оно пригодится не только в серьезных вопросах (повышение в должности или зарплаты), но и по мелочам (раньше уйти с работы, попросить служебный автомобиль и т.д.). Расскажем об ошибках, которые часто допускают люди, пытаясь кого-нибудь убедить в своей правоте, и методах, как их не допускать.

    Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

    Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

    Готовимся к проверке: психологические приемы

    Во время проверки контролирующими организациями кадровик должен понимать психологию проверяющих и держать под контролем свои эмоции, чтобы правильно выстроить собственную линию поведения. О том, как это сделать, поговорим в статье.