Top.Mail.Ru

Дисциплинарная ответственность за посты в соцсетях: судебная практика

Интернет давно не оплот анонимности, тем более что сами работники, совсем не скрывая этого, активно пользуются своими аккаунтами в соцсетях, лайкают чужие посты, делают репосты и пр. А за их активностью время от времени наблюдают работодатели. Некоторые это делают систематически. Ведь так можно узнать много нового о подчиненных. Причем не всегда приятного. В статье затрагиваем следующие вопросы: какие работники (и другие лица) обязаны по закону отчитываться о своей интернет-активности, где фиксировать правила поведения в Интернете, как суды разрешают споры по поводу действий работников в сети.

С каждым днем соцсети работников (как потенциальных, так и уже трудящихся) перестают быть сугубо личным пространством, становятся объектом для оценки со стороны работодателей. Кандидатов просят указать ссылки на социальные сети в резюме или сопроводительном письме. После приема на работу личные страницы сотрудников также остаются на контроле. Нередко в СМИ появляются новости о том, что очередного сотрудника уволили или привлекли к ответственности за недопустимое высказывание на своей странице, комментарий под чужим постом и т. д.

Публикации сотрудников могут быть связаны с деятельностью конкретной компании или отзывами о ее работе. Но нередко работодатели негласно оценивают профиль работника в целом. Высказывается ли он на политические темы, каких религиозных взглядов придерживается, не пропагандирует ли насилие, национальную вражду, содержат ли его посты сексистские высказывания. Например, не так давно бурное обсуждение в сети вызвал пост главного редактора одного заблокированного на территории РФ интернет-издания. Она написала на своей странице, что не стала приглашать на собеседование кандидата, на чьей странице были обнаружены сексистские шутки.

Трудовое законодательство никак не регламентирует отношения работников и работодателей в социальных сетях, на интернет-форумах. Однако все чаще работодатели принимают локальные нормативные акты, которые допускают привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности за нарушение установленных работодателем правил поведения в сети Интернет.

Когда поведение в соцсетях контролируется по закону

Есть категории сотрудников и иных лиц, обязаных отчитываться о своей деятельности в интернет-пространстве в силу закона. Речь идет о государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и т.п.

Государственные и муниципальные служащие

Деятельность гражданских госслужащих в сети Интернет регулируется ст. 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а муниципальных – ​ст. 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии с указанными нормами граждане, претендующие на замещение должности государственной гражданской (муниципальной) службы, обязаны сообщать обо всех аккаунтах в социальных сетях при поступлении на службу за 3 календарных года, предшествующих году поступления. Аналогичная обязанность предусмотрена для государственных гражданских (муниципальных) служащих. Они отчитываются о своей активности в Интернете ежегодно.

Правительство РФ даже разработало специальную форму, в соответствии с которой гражданские служащие отчитываются перед руководством (утверждена распоряжением от 28.12.2016 № 2867-р). В ней содержатся данные об адресах сайтов в Интернете, на которых государственным гражданским или муниципальным служащим, а также кандидатом размещались общедоступная информация и данные, позволяющие его идентифицировать.

Правила поведения государственных и муниципальных служащих в Интернете также содержатся в Рекомендациях по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, направленных письмом Минтруда России от 11.10.2017 № 18-4/10/В-7931. Согласно данному документу от служащих ожидают, что они не будут упоминать о занимаемой должности, публиковать фото-, аудио-, видеоматериалы, которые свидетельствовали бы об их статусе. И в целом при размещении информации в Интернете в личных целях действовали бы...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как правильно заполнять графу 7 в подразделе 1.1 отчета по форме ЕФС-1?

Спасибо за полезную статью в журнале № 11’ 2023 «Заполнение ЕФС-1 для кадровика». По итогам ее прочтения возник вопрос. Как правильно заполнять графу 7 в подразделе 1.1 отчета по форме ЕФС-1 с причиной увольнения: «трудовой договор прекращен / расторгнут» или «уволен»? В трудовой книжке мы пишем, что работник уволен, а не то, что с ним прекращен трудовой договор (руководствуясь Порядком ведения и хранения трудовых книжек, утв. Минтрудом России).

Личный кабинет работодателя по охране труда

С 01.03.2023 работодатели, проводящие обучение собственных работников самостоятельно, обязаны регистрировать такое обучение и получать индивидуальные номера из федерального реестра. В статье обсуждаем: какие требования должен выполнить работодатель, осуществляющий обучение самостоятельно, легко ли работать с реестром, зачем нужен кабинет по охране труда. Узнаете, с какими сложностями сталкиваются работодатели на практике при передаче информации в реестр, и сможете воспользоваться нашими рекомендациями о том, как их обойти.

При увольнении материально ответственного лица нужно передать дела другому сотруднику?

Обязательна ли при увольнении материально ответственного лица передача дел другому сотруднику? Что делать, если в организации нет работников, готовых принять на себя материальные ценности увольняющегося?

Три ошибки при увольнении за неоднократное неисполнение обязанностей

Работник несколько раз нарушил трудовую дисциплину. Можно ли его уволить за это по неоднократности? Можно, но осторожно, чтобы не совершить ошибку, обнуляющую увольнение. Мы отобрали три распространенных ошибки работодателей, из-за которых суды чаще всего признают незаконным увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. На основе анализа судебной практики даем рекомендации, как их избежать и не допустить восстановления сотрудника.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Правила исчисления сроков, связанных с увольнением

В прошлых номерах журнала мы изучили общие правила исчисления сроков в трудовом праве, а также сроки исковой давности по трудовым спорам. Теперь проанализируем сроки, связанные с увольнением работника. Ведь вопросы расторжения трудовых договоров в случае конфликта чаще всего доходят до суда, который рассматривает действия работодателя и работника под микроскопом. В частности, разъясним правила о двухнедельном сроке предупреждения об увольнении, сроке уведомления о сокращении; расскажем о тонкостях прекращения срочного трудового договора и сроке окончательного расчета с сотрудником, а также что грозит в случае задержки платежей.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.

Новая форма сведений о трудовой деятельности (СТД-Р) с 2023 года

C 2023 года действует множество обновленных кадровых форм, в том числе СТД-Р. Для начала напомним, кому и когда выдается СТД-Р (в т.ч. приведем образец заявления работника о выдаче ему сведений о трудовой деятельности). Далее расскажем, какие значимые изменения произошли, и выделим спорные вопросы (с рекомендациями по их разрешению). В завершение приведем образец заполнения новой формы СТД-Р, который можно использовать для выдачи работнику в день увольнения.