Top.Mail.Ru

Дисциплинарная ответственность за посты в соцсетях: судебная практика

Интернет давно не оплот анонимности, тем более что сами работники, совсем не скрывая этого, активно пользуются своими аккаунтами в соцсетях, лайкают чужие посты, делают репосты и пр. А за их активностью время от времени наблюдают работодатели. Некоторые это делают систематически. Ведь так можно узнать много нового о подчиненных. Причем не всегда приятного. В статье затрагиваем следующие вопросы: какие работники (и другие лица) обязаны по закону отчитываться о своей интернет-активности, где фиксировать правила поведения в Интернете, как суды разрешают споры по поводу действий работников в сети.

С каждым днем соцсети работников (как потенциальных, так и уже трудящихся) перестают быть сугубо личным пространством, становятся объектом для оценки со стороны работодателей. Кандидатов просят указать ссылки на социальные сети в резюме или сопроводительном письме. После приема на работу личные страницы сотрудников также остаются на контроле. Нередко в СМИ появляются новости о том, что очередного сотрудника уволили или привлекли к ответственности за недопустимое высказывание на своей странице, комментарий под чужим постом и т. д.

Публикации сотрудников могут быть связаны с деятельностью конкретной компании или отзывами о ее работе. Но нередко работодатели негласно оценивают профиль работника в целом. Высказывается ли он на политические темы, каких религиозных взглядов придерживается, не пропагандирует ли насилие, национальную вражду, содержат ли его посты сексистские высказывания. Например, не так давно бурное обсуждение в сети вызвал пост главного редактора одного заблокированного на территории РФ интернет-издания. Она написала на своей странице, что не стала приглашать на собеседование кандидата, на чьей странице были обнаружены сексистские шутки.

Трудовое законодательство никак не регламентирует отношения работников и работодателей в социальных сетях, на интернет-форумах. Однако все чаще работодатели принимают локальные нормативные акты, которые допускают привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности за нарушение установленных работодателем правил поведения в сети Интернет.

Когда поведение в соцсетях контролируется по закону

Есть категории сотрудников и иных лиц, обязаных отчитываться о своей деятельности в интернет-пространстве в силу закона. Речь идет о государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и т.п.

Государственные и муниципальные служащие

Деятельность гражданских госслужащих в сети Интернет регулируется ст. 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а муниципальных – ​ст. 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии с указанными нормами граждане, претендующие на замещение должности государственной гражданской (муниципальной) службы, обязаны сообщать обо всех аккаунтах в социальных сетях при поступлении на службу за 3 календарных года, предшествующих году поступления. Аналогичная обязанность предусмотрена для государственных гражданских (муниципальных) служащих. Они отчитываются о своей активности в Интернете ежегодно.

Правительство РФ даже разработало специальную форму, в соответствии с которой гражданские служащие отчитываются перед руководством (утверждена распоряжением от 28.12.2016 № 2867-р). В ней содержатся данные об адресах сайтов в Интернете, на которых государственным гражданским или муниципальным служащим, а также кандидатом размещались общедоступная информация и данные, позволяющие его идентифицировать.

Правила поведения государственных и муниципальных служащих в Интернете также содержатся в Рекомендациях по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, направленных письмом Минтруда России от 11.10.2017 № 18-4/10/В-7931. Согласно данному документу от служащих ожидают, что они не будут упоминать о занимаемой должности, публиковать фото-, аудио-, видеоматериалы, которые свидетельствовали бы об их статусе. И в целом при размещении информации в Интернете в личных целях действовали бы...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Работник направил директору жалобу на начальника. Обязан ли работодатель реагировать?

Работник подал на имя руководителя предприятия докладную записку с жалобами и претензиями на своего непосредственного начальника и о принятии в отношении последнего мер. Обязан ли работодатель реагировать на данное сообщение? Обязан ли он предоставить заявителю мотивированный ответ на его жалобу (в локальных актах предприятия об этом ничего не сказано)?

Дисциплинарная ответственность и депремирование: необычные основания

На практике случается, что работников привлекают к дисциплинарной ответственности (в том числе увольняют) или снижают им размер премий по, казалось бы, надуманным поводам: не убрался на рабочем месте, ходил в свитере вместо униформы, отвлекал других от работы и т.п. Что это: самодурство руководства или обоснованные претензии? Как суды смотрят на такое? Анализируем примеры из судебной практики и делаем выводы, за что и при каких не совсем стандартных обстоятельствах сотрудника можно наказать, какие документы для этого необходимы, а когда ответные действия работодателя будут считаться необоснованными.

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.

Правила исчисления сроков, связанных с увольнением

В прошлых номерах журнала мы изучили общие правила исчисления сроков в трудовом праве, а также сроки исковой давности по трудовым спорам. Теперь проанализируем сроки, связанные с увольнением работника. Ведь вопросы расторжения трудовых договоров в случае конфликта чаще всего доходят до суда, который рассматривает действия работодателя и работника под микроскопом. В частности, разъясним правила о двухнедельном сроке предупреждения об увольнении, сроке уведомления о сокращении; расскажем о тонкостях прекращения срочного трудового договора и сроке окончательного расчета с сотрудником, а также что грозит в случае задержки платежей.